Художник винсент ван гог и его отрезанное ухо. «Ван Гог. С любовью, Винсент». В российский прокат выходит полнометражный мультфильм С любовью винсент когда выйдет

Если вы еще не успели посмотреть «Ван Гог. С любовью, Винсент», пожалуйста, поторопитесь. Во–первых, будете присутствовать при историческом моменте, поскольку это первый в мире анимационный полнометражный фильм, полностью нарисованный масляными красками на холсте. (Стоит упомянуть, что именитым режиссером анимационного кино в технике «ожившей живописи» стал российский автор Александр Петров, удостоенный «Оскара» за фильм «Старик и море».) «Ван Гог» - самый необычный фильм последнего времени. Справедливо будет сказать, что это абсолютно новое искусство, которому пока нет названия. Может, это «живописное кино», где есть все, что должно быть в игровом кино: сюжет, герои, драматургия. А может, «кинематографическая живопись». В любом случае вы получите невероятную радость от той красоты, которая брызжет с экрана знакомым вангоговским сочным цветом. Вдобавок, вы еще больше узнаете о знаменитом художнике, которому самим роком был уготован тернистый путь непризнанного одинокого скитальца в настоящем и великого гения в будущем.

В основу сценария легли 800 писем Винсента Ван Гога к брату Тео и 100 с лишним картин и набросков художника. По сути, через его картины (а в этом фильме каждый кадр и есть ожившая картина мастера) мы узнаем многое о том, где жил Винсент, с кем встречался, кто был героем его полотен, что он чувствовал, чему радовался, от чего страдал и как погиб. Авторы (а их более 100 человек), переложившие живопись на 65.000 кадров, по сути, представили в живописно–анимационно–игровом варианте подлинную биографию художника. Доктор Гаше не только герой известного вангоговского портрета, который в действительности лечил Винсента в больнице для душевнобольных. Это еще и сам несостоявшийся художник, который, испытывая ревность к таланту своего пациента, копировал его работы. Маргарита Гаше - это не только «Девушка за пианино», но и дочь доктора, в которую, не без взаимности, был влюблен Винсент и которая так и не вышла замуж после его смерти. Здесь оживают «Зуав» и «Мусме», «Арльские дамы» и «Почтальон Рулен», «Красные виноградники в Арле» (единственная картина Ван Гога, проданная при жизни за мизерную цену) и «Папаша Танги», виды Арля и Овера - последних пристанищ художника, многое и многие другие. Для своего повествования авторы выбрали сюжет детектива. Главным героем стал Арман Рулен, сын того самого «портретного» почтальона и герой одноименного портрета кисти Ван Гога. Он должен доставить Тео последнее письмо Винсента. За поручение Арман берется неохотно, но чем больше противоречивых отзывов слышит об отправителе послания, тем значимее становится для него миссия. По пути многое выясняется: и посетители «Ночного кафе в Арле»; и папаша Танги, у которого Ван Гог покупал кисти и краски; и человек, разбрасывающий зерна в поле в лучах раскаленного солнца, который для самого Ван Гога был больше образом смерти, чем сеятеля; и встреча с Полем Гогеном; и трагическая ситуация с отрезанным ухом; и то обстоятельство, что Тео пережил брата всего на полгода, а значит, письмо не может быть доставлено адресату.

В каждом кадре чувствуется большая искренняя любовь и признательность авторов к тому, о ком фильм. Личность и биография Ван Гога дала и дает много поводов для сплетен и пересудов. Многие из них воплотились в разных фильмах. В этом произведении привлекает высокая степень уважения и деликатности к каждому моменту жизни великого человека. Обстоятельства смерти показаны не с желанием удивить и позабавить, а с точки зрения подробного расследования, где возникают разные версии того, что могло произойти на том самом поле, которое у самого художника было то с воронами, то под грозовым небом. Даже то, что фактура каждого кадра передается в излюбленной Ван Гогом технике импасто (густое наложение краски), говорит не только об усердии и ответственности, но и об истинном благоговении перед настоящим мастером, трагическая судьба и верность своему искусству которого не перестают удивлять и восхищать.

«Ван Гог. С любовью, Винсент» - совместный польско–британский фильм, начавшийся с обращения к людям на краудфандинговой платформе (интернет–ресурс для сбора денег на разные проекты), является одним из номинантов на «Оскар». Но дело даже не в этом. А в том, что это одно из мощных высказываний о том, кому так пронзительно удалось выразить всю горечь человеческой судьбы и воплотить то, что было ему хорошо известно: «Я верю, что лучший способ познать Бога - это любовь. Это прекрасно - любить так много, как только возможно, и в этом состоит подлинная сила, и тот, кто много любит, достигает величия, и то, что сделано с любовью, сделано на славу». Письмо, которое пытался доставить Арман Рулен, все–таки достигло адресата - это мы с вами, для которых этот фильм не только эстетическое, но и философско–этическое послание.

В 1891 году, через год после смерти художника Винсента Ван Гога, французский почтмейстер Рулен, который был хорошим знакомым живописца, находит неотправленное письмо Винсента к его младшему брату Тео. Из уважения к Ван Гогам почтмейстер просит своего непутевого сына Армана (Дуглас Бут) найти Тео и передать ему письмо. Арман начинает поиски в Париже и узнает, что младший Ван Гог скончался через несколько месяцев после Винсента и что его вдова уехала из Франции. Решив, что должен вернуть женщине письмо ее родственников, Рулен отправляется в городок Овер-сюр-Уаз, где Винсент прожил свои последние дни. Арман надеется, что доктор Поль Гаше, лечивший художника, знает, как найти его невестку.

Благодаря обильной переписке Винсента Ван Гога и множеству воспоминаний о его жизни мы знаем о великом голландце куда больше, чем о многих знаменитостях XIX века. Однако Ван Гог остается притягательной, завораживающей загадкой. Почему он отрезал себе ухо? Почему выстрелил себе в живот из пистолета? В какой степени его уникальная живопись отражала его психическое состояние? Легко списать все на душевную болезнь, которой Ван Гог страдал. Но он был слишком вменяемым, чтобы действовать произвольно. В его поступках, житейских и художественных, была определенная логика. И исследователи и поклонники Ван Гога вот уже более ста лет пытаются выявить эту логику и разгадать тайны жизни и смерти мастера.

Англо-польская картина «Ван Гог. С любовью, Винсент» раскрывает эту тему в жанре старомодного детектива. Отправившись на поиски Тео Ван Гога и его жены, Арман Рулен - реальный человек и один из натурщиков Ван Гога - ведет себя как сыщик-любитель. Он встречается с теми, кто, как и он сам, был знаком с Винсентом, и пытается разобраться, почему художник, который неплохо чувствовал себя незадолго до смерти и был полон планов на будущее, покончил с собой - причем весьма необычным и исключительно болезненным способом (как замечает один из героев фильма, самоубийцы стреляют себе в голову или в сердце, а не в живот).

Винсент Ван Гог сдружился с почтмейстером Руленом и его семьей, потому что почти ежедневно писал и отправлял письма. Значительная их часть сохранилась

Поначалу Арман почтительно выслушивает свидетелей, но по мере того как информации становится все больше, он пытается поймать «допрашиваемых» на противоречиях и докопаться до правды. Правда, ни к каким определенным выводам Рулен в итоге не приходит, поскольку он все-таки не Шерлок Холмс и не Эркюль Пуаро. Картина в лице Армана предлагает несколько версий случившегося и просит зрителей сделать свои собственные умозаключения. Тем не менее это интереснейший экскурс для тех, кого занимает Винсент Ван Гог и кто хочет окунуться в атмосферу жизни, которая породила и погубила мэтра.

Чтобы погружение в мир Ван Гога стало полным, лента была создана уникальным способом. Сперва постановщики ленты Дорота Кобела и Хью Уэлчмен сняли «Ван Гога» как обычное историческое кино, а затем более сотни художников масляными красками перерисовали каждый кадр либо в стиле полотен Ван Гога (основное повествование), либо в черно-белом фотореалистичном стиле (флешбэки с участием Винсента в исполнении польского актера Роберта Гулачика).

Хорошо известно, что Винсент Ван Гог за свою жизнь продал всего одну картину. Менее известно, что это полотно под названием «Красные виноградники в Арле» находится в Москве, в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Выглядит это потрясающе. Фильм одновременно проводит зрителей по жизни Ван Гога и по его творчеству. Многие полотна мастера - прежде всего портреты и пейзажи - прямо включены в картину как ключевые кадры или как фрагменты кадров. Чем лучше вы знаете картины Ван Гога, тем большее удовольствие вы получите от того, как они обыграны в кино. Работа над лентой заняла более пяти лет, но оно того стоило. Это ошеломляющее признание в любви к Ван Гогу. Или, если хотите, служба у алтаря художника, в которой каждый зритель может принять участие.

Другое дело, что для тех, кто без особого восторга относится к Ван Гогу, в картине слишком много месье Винсента и слишком мало «обычных» киноразвлечений. Это не драма, не комедия, не экшен-феерия - фильм ближе к суховатым документальным постановкам с игровыми вставками, чем к тем байопикам, которые всеми силами стараются увлечь зрителей неизвестной историей об известном человеке. «Ван Гог. С любовью, Винсент» снят и нарисован для уже увлеченных. Он целится в маленькую мишень, но зато попадает точно в яблочко.

«С любовью, Винсент» называют первым в истории фильмом, написанным маслом, но даже это описание в полной мере не передает всей скрупулезности и техничности работы, которую проделали авторы, чтобы создать эту уникальную картину. Режиссеры Дорота Кобелла и Хью Велчман вспомнили, как в течение семи лет они создавали фильм, который рассказывает о жизни Ван Гога через его картины.

Предыстория

Режиссер Дорота Кобела работала художником в анимации и была крайне недовольна, что ей постоянно приходилось заниматься чужими проектами. Собравшись создать что-то свое, она решила соединить свои главные увлечения: живопись и кино. В студенческие годы она изучала взаимодействие искусства и психологии и защитила дипломную работу на тему писем Ван Гога. Именно она натолкнула ее на идею семиминутной короткометражки о последних днях жизни художника.

Во время успешной краудфандинговой кампании Кобела познакомилась с продюсером Хью Велчманом, которого заинтриговал ее проект.

«У всего этого есть еще и деловая сторона, - рассказал Велчман. - Я как-то пошел на выставку, где показывали только письма Ван Гога и две его картины, и туда была очередь на три с половиной часа. Я задумался: "Если люди выстраиваются в очередь, чтобы увидеть эти письма, значит, нам нужно снять об этом полный метр"».


Кобела поделилась текстом писем с Велчманом, который быстро понял, что именно ее привлекло в истории художника.

«Как только он познакомился с его личностью, он просто помешался, - рассказывает Кобела. - Он подходил ко всему с большим энтузиазмом и полностью погрузился в проект».

У Кобелы с Велчманом завязался роман, и вместе они приступили семилетнему путешествию, целью которого был этот фильм.

Концепция и игровой фильм

Основой для фильма стала небольшая цитата из письма Ван Гога - «Мы не можем говорить иначе, как нашими картинами».

«Я восприняла ее буквально, - вспоминает Кобела. - Я подумала, что было бы прекрасно так и сделать - заставить картины говорить и рассказывать историю».


Режиссеры использовали 94 картины художника в качестве локаций для фильма, а также «оживили» их реальных героев - друзей и знакомых Ван Гога - чтобы разгадать тайну его последних дней.



Поскольку Ван Гог старался запечатлеть саму суть героев своих картин, режиссеры понимали, что им нужны хорошие актеры, чтобы перенести все это на экран. Кобела и Велчман сняли 95-минутную игровую полнометражку с актерами в течение двух недель. Известные исполнители, включая Сиршу Ронан и Криса О’Дауда - играли свои роли преимущественно на фоне хромакея. Еще две недели заняли съемки фонов и дублеров в Польше - все это требовалось, чтобы закончить игровую версию фильма. Производство было похоже на любое другое - в нем участвовала постоянная съемочная группа, включая операторов Лукаша Зала («Ида») и Тристана Оливера («Бесподобный мистер Фокс»), - за исключением общей спешки из-за ограниченности ресурсов.

Затем режиссеры прибегли к композингу, чтобы соединить игровой материал с картинами Ван Гога, а также использовали компьютерную анимацию, чтобы придать статичным задникам трехмерный реализм. Как только был готов финальный монтаж, авторы приступили к живописи.

65 тысяч масляных картин


«Чтобы написать 65 тысяч картин шириной около 75 см и высотой примерно в 45 см требуется безумное количество труда, - говорит Велчман. - Так что нам пришлось провести множество тестов, чтобы убедиться, что это вообще возможно».

Небольшая часть фильма состоит из черно-белых сцен, которые не разворачиваются на фоне картин Ван Гога, а созданы при помощи техники ротоскопирования. Тем не менее в абсолютном большинстве эпизодов режиссеры хотели увидеть настоящие мазки, сделанные вручную, которые бы передавали стиль художника. Компьютерная анимация была бы здесь абсолютно неприемлема.

«В мазках картин Винсента есть свой ритм, который нельзя скопировать при помощи ротоскопирования. Для этого нужна творческая анимация. Нужно было контролировать каждый кадр и анимировать каждый мазок», - вспоминает Кобела.



Первым делом было необходимо взять изображения актеров - которых выбрали на основе их физического сходства с реальными людьми, после чего полностью одели и загримировали для съемок - и соотнести их с героями портретов Ван Гога. Художники-специалисты создали 377 картин на холстах размером 26″ x 19′, на которых они соединили между собой живопись Ван Гога и актеров.


Съемочная группа создала 97 рабочих станций для анимации, где трудилась большая группа художников, которые стекались со всей Европы и оседали в одной из трех студий, расположенных в двух странах. Рабочие станции были созданы таким образом, чтобы каждый мог видеть изначальный материал, не волнуясь о технологии и освещении.

Всего художники создали для фильма 65 тысяч картин, которые затем сняли на цифровые фотокамеры Canon D20 в разрешении 6K. И хотя на постпродакшне в фильм внесли кое-какие изменения, он полностью состоит из этих кадров.

Фильм предваряет сообщение о том, что над ним работало свыше ста художников. Сообщение французских газет о смерти художника Винсента Ван Гога. Он выстрелил в себя в поле неподалеку от городка Овер-сюр-Уаз, смог дойти до постоялого двора, где снимал комнату, и скончался на следующий день.

Через год после этого. Кафе в Арле. У его входа происходит драка, молодой человек в желтом пиджаке бьет зуава, солдата колониальных французских войск. Подходит полицейский. Зуав говорит, что с ним дрался Арман Рулен. Снова из-за этого сумасшедшего рыжего голландца. И он выронил письмо. Полицейский берет письмо и заходит в кафе. Он отдает его сидящему там Арману. Тот говорит, что это письмо Винсента Ван Гога своему брату Тео. ОтецАрмана почтмейстер Жозеф Рулен получил его от человека, у которого Винсент снимал комнату. Жозеф считает, что письмо покойного должно быть доставлено его брату. Винсент писал Тео практически каждый день. Но Арман считает, что это не его дело – доставлять письма.

К кафе подходит Жозеф Рулен. Он подсаживается к столику сына и продолжает его уговаривать доставить письмо по назначению. Арман говорит, что Ван Гог был сумасшедший, он настроил против себя все население города, жители писали петиции с требованием выселить художника. Жозеф говорит, что Винсент был добрым человеком. Все началось после того, как к нему приехал его друг Гоген и поселился у Винсента. Их отношения быстро испортились, между ними начались бурные ссоры. Во время одной из них Ван Гог отрезал себе ухо и преподнес его проститутке. Его начали травить, ему было очень тяжело. Арман возражает: значит, он был слабак. Отец говорит: против него восстал весь город, даже дети швыряли в него камнями. Значит, он действительно слабак, раз позволял такое мальчишкам. Поживи с его, и ты узнаешь, что жизнь может сломать даже сильного человека. Винсент уехал в Овер, где прошел курс лечения у доктора Гаше. Он писал Жозефу, что полностью выздоровел, что он чувствует себя хорошо. И вдруг внезапное известие о самоубийстве. Если я перед смертью напишу письмо – ты же его доставишь? Ладно, отпросись за меня на службе. Арман отправляется в Париж.

Он заходит в лавку папаши Танги, который торгует красками, холстами и прочими принадлежностями для рисования. Арман не может найти Тео по адресу, который ему дал отец. Танги сообщает, что Тео умер вскоре после смерти брата, угас буквально за несколько месяцев. Да, он знал Винсента. Ведь к нему заходили практически все известные художники в Париже. Почему Винсент покончил жизнь самоубийством? Тео предполагал (о чем и рассказал Танги), что причины кроются в детстве Винсента. Он был старшим, но не первенцем. У него был брат Винсент, который умер в детстве. Это был идеал Винсента. А сам он был неудачником. Его выгнали со службы, у него не заладилась карьера миссионера. Но Тео его поддержал. И Винсент Ван Гое впервые взял кисть в возрасте 28 лет. Он приехал учиться в Париж и за два года из дилетанта превратился в видного художника. И кому теперь отдать его письмо? Танги советует Арману передать письмо доктору Гаше, у которого Винсент проходил курс лечения и с которым они были дружны. Кстати, доктор в уплату за лечение Ван Гога охотно брал его картины. Арман отправляется в Овер.

Он приходит к дому доктора Гаше. В окне он видит играющую на фортепиано белокурую девушку. С ним разговаривает экономка доктора Луиза Шевалье. Она говорит, что Гаше в отъезде, будет завтра, она сообщит ему о намерении Армана встретиться с ним. Ладно, я переночую здесь. Где жил Винсент? На постоялом дворе. Вот я туда и отправлюсь. Не стоит, это настоящая дыра. Арман отправляется на постоялый двор. Там он знакомится с Аделин Раву. Ее родители уехали, она осталась за хозяйку. Арман расспрашивает ее о Винсенте. Девушка вспоминает день, когда раненный Винсент вернулся на постоялый двор. Что с вами? Я пытался себя убить. Винсент зажимал огнестрельную рану в животе. Был вызван доктор Гаше. Они с Винсентом смотрели друг на друга, как два волка. Доктор ничего не сделал и уехал. Хотя он имел опыт военного врача и мог бы попытаться извлечь пулю. Потом приехал Тео. Он провел ночь у постели брата. Затем Винсент умер. Что с ним случилось, почему он застрелился? Винсент был счастлив. Он был тихий, спокойный человек. Иногда чудил. Ведь он художник. Например, он мог рисовать под дождем. Он все время рисовал, каждый день. Исходил все окрестности: поля, леса, берега реки. Поговорите с лодочником.

Лодочник рассказывает Арману, что Винсент подружился здесь с богатеями, которые приезжали на берег со своими девицами. А еще Винсент пришел как-то с дочкой Гаше. У них был роман? Винсент говорил, что он ее просто рисует. Но они взяли лодку, как часто делают парочки. Теперь она носит цветы на его могилу.

Арман отправляется к дому доктора, беседует с МаргеритГаше. Вы дружили? Нет. Он лечился у моего отца, потом их отношения переросли в дружбу. Лодка? Нет, это была другая девушка. Арман решает повторить путь Винсента в его последний день. Арман знакомится с пожилым крестьянином. Тот рассказывает, что в тот день он слышал выстрел из соседнего амбара. Это был Винсент? Не знаю.

Доктор вернулся и готов принять Армана завтра. Арман напивается, ввязывается в драку и проводит ночь в полицейском участке. Утром ему сообщают, что еще один доктор пытался оспорить заключение о смерти Винсента, которое дал Гаше. Арман идет к этому доктору, тот убеждает, что это было убийство. А откуда оружие? Скорее всего, револьвер хозяина постоялого двора. Но тот его продал задолго до происшествия. А еще над Винсентом любили издеваться молодые богатеи, с которыми он общался на берегу реки. Может быть, это они убили Винсента? Тем более, что револьвер трактирщика купил один из них, Рене Секретен.

Но Гаше убеждает Армана, что Винсент покончил с собой. Гаше сам был художником, завидовал Винсенту и своими разговорами о том, что помощь ему со стороны брата губительна для Тео, довел до самоубийства. Револьвер Винсент выкрал у Рене.

Отношения