Гибралтар: пролив, порт и заморская территория. Описание порта прихода: п. Гибралтар Круизный порт гибралтар

Прошел ровно год с нашего последнего круиза вокруг Европы, но только сейчас мне удалось разобрать до конца огромное количество фотоснимков, наконец-то переварить свои впечатления и переложить их на бумагу. Были сомнения, надо ли писать, но потом решила, что увиденные места никуда не подевались, и никогда не поздно рассказать о них. И так …

Наш десятидневный круиз «Вокруг Европы» подходил к завершению, подарив напоследок одну из самых интересных стоянок в порту Гибралтар. Почему интересных? Да потому, что до круиза мои познание об этом месте были весьма ограничены, а первый раз я прочитала о том, что в Гибралтаре можно высадиться на берег, в отзыве у Ирины СПБ.

В этот раз стоянка лайнера была гуманной, без ранних утренних подъемов. В порт прибывали к 10.00, отплытие в 17.00 час. Времени в самый раз, чтоб сделать туристический набег на одну из Британских заморских территорий.

Выйдя утром на балкон, с интересом наблюдали за активным движением в проливе. Куда не глянь - десятки торговых и военных судов под флагами разных стран. Похоже, что Гибралтар одна из самых оживленных морских дорог в мире. Вот как раз о том, что это пролив, больше, пожалуй, я ничего и не знала.

Так что же такое Гибралтар – государство, полуостров, пролив, город, скала или крепость? Как оказалось, ВСЁ, что я перечислила, зовётся одним словом – Гибралтар! Малюсенькая страна, давний камень преткновения между англичанами и испанцами, размером всего 6,5 км2. Но, как и любая страна, Гибралтар имеет своё правительство, конституцию и собственную валюту - Гибралтарский фунт, который равен Британскому (правда, и от евро не в одном магазине не отказываются).

Круизная газета решительно не угадала с погодой, объявив в конце сентября на полуострове всего +16. Буквально в последнюю минуту решили оставить куртки в каюте, что было правильным решением. По факту погода на Гибралтаре стояла шикарная, солнечная +26, никак не ниже. Как потом поведал нам местный житель, +16 у них бывает только в середине зимы (моя любимая зимняя погода)))

Главной целью нашего посещения была знаменитая Гибралтарская Скала (the Rock), высотой 426 метров, которая занимает ровно половины площади страны. Если верить греческим мифам, то именно эта скала в древности была известна как один из Геркулесовых столбов, представляющих своеобразный вход в Гибралтарский пролив. Считается, что второй столб находится через пролив, со стороны Северной Африки, в Марокко. От порта до скалы можно добраться, оплатив трансферт на корабле, или взяв организованную экскурсию. Мы же решили дойти пешком, и, таких, как мы, было большинство. Заблудиться трудно, следуйте за людским потоком круизеров.

Сразу от морского порта начинаются кварталы с современной застройкой. Чистенько, аккуратно, но ничего примечательного, разве что, то и дело встречаются монументы, памятники, обелиски. Кстати, движение, в отличие от Британии, здесь правостороннее, как в континентальной Европе.
Минут за 15 мы дошли до Северных ворот форта и вот тут началось самое интересное! Пройдя через городские ворота, мы попали на историческую территорию старого Гибралтара, а именно – на Казематную площадь (Casemates Square). Сразу на склоне скалы привлекает внимание одна из главных достопримечательностей Гибралтара, старинное укрепительное сооружение 8 века - Мавританский замок, над которым развивается флаг Великобритании. Казематная площадь не менее старинная, образованная так же в мавританский период. Помимо первого оборонительного сооружения, на площади когда-то располагались и солдатские казармы, ну а сейчас это довольно шумное, атмосферное место с множеством кафешек, баров и сувенирных магазинов. Старые солдатские казармы переоборудованы в Центр искусств и ремёсел, мы заглянули в импровизированную стеклодувную мастерскую, вход свободный.

От Казематной площади начинается главная пешеходная улица с незамысловатом названием Мain street. Мы стояли на Гибралтаре в субботу, и попали в старый город к окончанию какого-то городского мероприятия. Людская река из круизеров продвигалась по Мain street в сторону Южных ворот и Скалы (the Rock), а местное население таким же потоком двигалось в обратную сторону. Настоящая демонстрация! А вообще, главная улица достаточно симпатичная, с ухоженными фасадами домов, чистенькая, сияющая витринами магазинов, с множеством небольших цветочных клумб и подвесных вазонов. Некоторые балкончики очень похожи на испанские, но красные телефонные будки, красные почтовые ящики-колонны, да знаменитый даблдекер, повстречавшейся нам у Северных ворот форта, напоминают, что мы во владениях Елизаветы II. Честно сказать, город не похож не на один, которые мы когда-либо видели.

Каких-то архитектурных изысков на Гибралтаре нет, тем не менее, в конце Мain street можно увидеть довольно старинные и интересные здания. Одно из таких строений, бывший монастырь францисканцев 1531 года, в котором уже почти 300 лет находится официальная резиденция губернатора Гибралтара (The Convent). Что удивительно, на снимке 110 летней давности здание выглядит абсолютно так же, как и в наши дни. К резиденции примыкает гарнизонная церковь - Королевская часовня (King"s Chapel).

Интересен выразительный, большой и вместе с тем достаточно нежный, за счет кремовых стен фасада, ансамбль Кафедрального Собора Святой Марии. Возведен кафедрал на месте мечети, сразу, после освобождения Гибралтара от мавров. За Соборными воротами оказался очень симпатичный, но не типичный для католической церкви, мавританский дворик с плиткой азулежу, из которого, помимо входа в Собор, имелась дверь в небольшое помещение с очень необычной иконой. В самом Соборе начиналась служба, изумило, что местные жители пришли на такое мероприятие с домашними животными, детскими колясками, и это никого не удивляло и не возбранялось. Даже не представляю лица наших бабуль, зайди я в церковь с собакой на поводке …

Покинув Кафедральный Собор, минут через 10 мы были у Южных ворот старого города, возведенных в 16 веке, больше известных, как стена КарлаV. За стеной фуникулерная линия, ведущая на вершину Скалы, а так же старинное Трафальгарское кладбище и ботанический сад Аламеда, основанный в 1816 году для отдыха горожан. Если посещение кладбища у нас на повестке дня не стояло, то прогуляться по ботаническому саду мы намеревались на обратном пути, увы, не сложилось. Да и подняться наверх на фуникулере нам не довелось из-за огромной очереди. Но без осмотра скалы мы не остались, согласившись на предложение местного водителя, который в течение двух часов колесил с нами по скале, рассказывая историю Гибралтара.

Местные жители считают главной достопримечательностью Скалы макак-маготов, которые объявлены национальным достоянием Гибралтара и находятся под официальной защитой военно-морского флота Британии. А я бы сказала, что это скорее симпатичное дополнение к Скале. Эти лохматые аборигены, на правах хозяев, расхаживают везде, где их душеньке угодно, а туристы пытаются запечатлеть макак в самых немыслимых позах. В интернете часто встречается информация, что маготы очень агрессивны, подворовывают и не гнушаются возможностью запрыгнуть на туриста. Слава Богу, на нашем пути все макаки были исключительно интеллигентны, сыты и спокойны.

И всё же главная достопримечательность Скалы это то, что она является уникальным природным бастионом с хитроумной системой подземных тоннелей, длина которых превышает ПЯТЬДЕСЯТ км. Это почти в три раза больше периметра самой Скалы. Только сейчас пришло на ум, что скала внутри практически полая! Мы посетили верхнюю галерею Великих осадных туннелей (Great Siege Tunnels) , созданных в 18 веке для защиты Гибралтара от испанцев и французов. Сейчас здесь расположен музей с бутафорскими куклами, которые воссоздают картинки из жизни военных и их быт. Мальчишкам и мужчинам, увлекающимся военной историей, будет интересно.

Помимо туннелей, в Гибралтарской скале имеется более 100 пещер, самая крупная из которых Св.Михаила (St. Michael"s Cave), где мы так же побывали. Пещера состоит из нескольких залов, расположенных на разной глубине. Есть в пещере и концертный зал с отличной природной акустикой, и подземное озеро, и даже церковь. Но самое эффектное, это огромные сталактиты и сталагмиты, самых причудливых форм и размеров, да ещё подсвеченные разноцветными цветами. Увы, с фотосъемкой здесь тот самый случай, когда камера не передаёт окружающей реальности. Не часто мы бываем в таких местах, так что, посетить, однозначно, стоит.

Ну и самое впечатляющее и вызывающее щенячий восторг, это виды и панорамы, открывающиеся с высоты Скалы. Нам несказанно повезло с погодой, мы, как на ладони, видели и испанский город-порт Альхесирас, и испанский город Ла-Линеа, который с Гибралтаром соединен песчаным перешейком с пограничным постом, и даже можно было разглядеть Марокканский берег.
А местный аэропорт, построенный на спорной территории, которую Мадрид до сих пор считает незаконно оккупированной, это ну просто уникальное место! Гибралтар настолько мал, что у него нет возможности иметь нормальную взлетно-посадочную полосу. Местная ВПП пересекает главную гибралтарскую дорожную магистраль! Пока самолет взлетает или идет на посадку, машины ждут у шлагбаума, это, как переезд через железную дорогу со шлагбаумом с двух сторон. Нам довелось наблюдать, как военный самолет, пытаясь совершить посадку, три раза проскакивал мимо ВПП, делая круг за кругом.

Вот такая она, страна-город-скала Гибралтар, место с невероятной энергетикой и притяжением, и ей есть чем удивить туриста.
Рассматривая круизы и выискивая для себя что-то новенькое, сразу отметаешь маршруты с местами, где ты уже бывал, но на Гибралтар я бы с удовольствием наведалась ещё разок.

Порт Гибралтар (Gibraltar) оборудован у восточного берега Гибралтарской бухты. Он является крупным портом и военно-морской базой Англии, а также важной базой снабжения топливом транзитных судов, следующих по Гибралтарскому проливу в обоих направлениях. Порт может принять большое количество судов любого размера.

Порт ограничен Южным и Северным молами и волноломом Детачед. Порт имеет два входа шириной около 1 кбт каждый. Глубины в северном входе 10--12 м, а в южном 11 --16 м.

У внутренних стенок Южного и Северного молов и волнолома оборудованы причалы. В средней части порта от берега выступают три Г-образных мола, образующих небольшие мелководные гавани Корморант,

Вспомогательная и Шлюпочная. С внешней стороны этих молов имеются причалы. К югу от гаваней вдоль берега тянутся склады и мастерские военного порта и судоремонтного завода. Здесь сооружена Главная набережная с причалами.

В порту выставляются швартовные бочки, предназначенные для военных кораблей и гидросамолетов.

Глубины в большей части порта 9 -- 12,8 м; только в гаванях и у берега в северо-восточной части порта они менее 5 ж. В порту регулярно производятся дноуглубительные работы.

Приметные пункты. Лучшим ориентиром при подходе к порту Гибралтар является открывающийся с большого расстояния, особенно с востока, полуостров Гибралтар, на котором выделяются вершина горы Эль-Ачо (El Hacho) высотой 413 м и гора Ла-Альтура-де-Европа (La Altura de Europa) высотой 416 м, поднимающиеся соответственно в 2 милях и 9 кбт к N от мыса Европа. С приближением к порту становится приметна сигнальная станция, расположенная на высоте 395 м в 4 кбт к N от мыса Европа. Хорошо видны башня с часами, стоящая на южной стороне порта в 1,8 кбт к N от северного входного мыса бухточки Росия, белое здание гостиницы «Рок-Отель» (Rock hotel), расположенное в 4 кбт к NNO от башни с часами, а также другие здания и сооружении в порту и городе Гибралтар. Ночью циферблат часов на башне ярко освещается и служит прекрасным ориентиром. Хорошим ориентиром являются радиомачты, стоящие в 2,3 мили к N от мыса Европа. На этих радиомачтах ночью зажигаются заградительные авиационные огни. Днем рядом с радиомачтами на флагштоке поднимается английский флаг.

Течения. Мористее порта Гибралтар приливо-отливные течения направлены приблизительно параллельно волнолому Детачед. Приливное течение идет в северном направлении, а отливное -- в южном.

В 3 кбт к W от оконечности Южного мола приливное течение начинается за 5 ч до момента полной воды в порту Гибралтар, я отливное -- спустя 1 ч 10 мин после этого момента. В сизигию скорость этих течений на поверхности равна 0,8 уз.

Мористее порта Гибралтар действует также постоянное течение, которое идет на юг со скоростью 0,2 уз.

Восточные ветры вызывают течение северного направления, западные ветры -- течение южного направления. При сильных ветрах скорость этих течений может достигать 1,5 уз и более (в исключительных случаях до 4--5 уз).

При сильных западных ветрах в сизигию суммарное течение непрерывно идет в южном направлении, скорость его становится наибольшей (2 уз) спустя 4 ч 15 мин после момента полной воды в порту Гибралтар и наименьшей (0,5 уз) за 2 ч до момента полной воды в том же порту.

При сильных восточных ветрах суммарное течение почти все время идет в северном направлении; скорость его становится наибольшей (1,5 уз) за 2 ч до момента полной воды в порту Гибралтар. Спустя 4 ч 15 мин после момента полной воды в том же порту некоторое время течение отсутствует или же идет в южном направлении с очень малой скоростью.

Течение, направленное на N, входит в порт через южный вход и выходит из него через северный вход и под виадуком у Северного мола. Течение, направленное на S, входит в порт через северный вход и под виадуком и выходит из него через южный вход. В южном входе и непосредственно мористее его течение идет примерно вдоль линии, соединяющей оконечности мола и волнолома.

В северном входе течение идет почти перпендикулярно к линии, соединяющей оконечности мола и волнолома. Указанные выше направления течений могут изменяться под влиянием водоворотов, которые образуются вблизи оконечностей молов и волнолома.

В порту Гибралтар течения слабы и неустойчивы по направлению. Чаще всего их направление совпадает с направлением течения за пределами порта. Временами в северной и южной частях порта наблюдается круговое течение, идущее против часовой стрелки.

Подводные кабели проложены поперек южного и северного входов в порт Гибралтар, а также в южной его части.

Район, запретный для якорной стоянки, простирается к W от взлетно-посадочной полосы. Границы района показаны на картах.

Лоцманская служба. При входе в порт Гибралтар и выходе из него лоцманская проводка обязательна для всех судов. Лоцман встречает прибывающее с моря судно мористее южного входа в порт. Вместе с лоцманом на борт судна обычно поднимаются представители управления порта и санитарного надзора. Лоцман проводит судно к Северному молу или же к месту, указанному портовыми властями.

Портовые средства и оборудование. Порт Гибралтар располагает современными средствами для обслуживания военных кораблей и торговых судов. Имеются буксиры и большое количество барж. На набережных и молах стоят склады, проложены железнодорожные пути и установлено много кранов. Два мощных крана находятся у доков № 2 и 3, три крана -- на северной стороне гавани Корморант и четыре крана для погрузки угля -- на Западном молу. В порту имеются также два плавучих крана небольшой грузоподъемности, несколько автокранов и спасательный буксир.

Ремонт. В порту Гибралтар размещается крупный судоремонтный завод с четырьмя сухими доками, находящийся в ведении военно-морских властей. Сухие доки *№ 1--3 расположены на южной стороне порта, а док № 4 -- в 5 кбт к N от гавани Корморант; размеры самого большого из доков -- дока № 1 приведены в справочном отделе. Имеется восемь слипов для судов водоизмещением до 400 т.

Снабжение. Порт Гибралтар располагает большими запасами угля и жидкого топлива. Жидкое топливо можно получить у Западного мола, волнолома Детачед, пирсов № I, 2, 3 и у Северного мола. Скорость подачи топлива по трубопроводам 300 т/ч. На суда, стоящие у Северного мола и волнолома, пресная вода доставляется водолеями. Военные корабли, стоящие у Южного мола и у причалов, сооруженных у берега, принимают воду из водопровода. На суда, стоящие на якоре в Гибралтарской бухте, пресная вода доставляется баржами.

Запасы воды в порту Гибралтар зависят от количества осадков. В случае продолжительного отсутствия осадков снабжение водой может быть ограничено. Продовольствие и предметы судового снабжения можно приобрести в городе Гибралтар.

Санитарно-карантинная служба. Суда, входящие в порт в период между заходом и восходом солнца, до получения разрешения на свободную практику обязаны нести красный огонь, поднятый над белым в расстоянии не более 1,8 м.

В порту выдаются только свидетельства об освобождении от дератизации. Суда, стоящие у причалов, должны иметь щитки на каждом швартове, поданном на берег. При невыполнении этого требования на капитана судна будет наложен штраф в размере 25 фунтов.

Станции и сигналы. В порту Гибралтар имеется несколько сигнальных станций, на которых поднимаются сигналы, регулирующие движение судов, штормовые и другие сигналы. Сигналы, регулирующие движение судов, поднимаются на оконечностях Южного и Северного молов и на башне Докъярд-Тауэр.

Штормовые сигналы поднимаются на башне Докъярд-Тауэр и в северной части порта вблизи управления порта, расположенного на Старом молу.

Штормовые сигналы

Функции сигнальной станции Ллойда выполняет военно-морская сигнальная станция, находящаяся в 4 кбт к N от мыса Европа.

Спасательная служба. Спасательная станция расположена на мысе Европа. Она имеет спасательный бот и линемет.

Ввоз и вывоз. Главными предметами ввоза в порт Гибралтар являются уголь и все виды жидкого топлива, промышленные товары, табак. Вывозят вина, рыбные консервы.

Сообщение и связь. Порт Гибралтар имеет морское и воздушное сообщение со всеми частями света. Регулярное морское сообщение поддерживается с портом Альхесирас-Ла-Линеа и марокканскими портами.

Имеется радиостанция УКВ, работающая круглосуточно на канале 16.

Портовые правила приведены вместе с Правилами плавания в адмиралтейских водах колонии Гибралтар.

Предупреждения:

  • 1. Любое судно, следующее мимо порта Гибралтар, должно во всех случаях проходить на значительном расстоянии от входов в него.
  • 2. В связи с тем, что грунт в порту Гибралтар скалистый, якоря держит плохо, становиться на якорь здесь не разрешается. Суда становятся только на швартовные бочки или к причалам.
  • 3. При восточных ветрах в районе Северного и Старого молов с берега срываются шквалы.
  • 4 В районе порта Гибралтар иногда проводятся учения подводных лодок, бомбометание и другие виды боевой подготовки английских ВМС. Поэтому при плавании в этом районе следует соблюдать осторожность.

Внешний рейд расположен мористее порта Гибралтар. Он состоит из двух частей: южной и северной, разделенных районом, запретным для якорной стоянки. Этот район простирается на 1,1 мили к W от взлетно-посадочной полосы. Южная часть внешнего рейда расположена непосредственно к W от Южного мола и волнолома Детачед и предназначена для якорной стоянки военных кораблей. Обычно корабли стоят здесь на глубинах менее 100 м, так как мористее изобаты 100 м глубины резко увеличиваются.

При постановке на якорь в этой части рейда следует учитывать, что в 6,5 кбт к WSW от северной оконечности волнолома на глубине 106 м находится участок нечистого грунта; в этом месте на дне лежат якорь и якорная цепь. Грунт в южной части рейда песок, гравий и ракушка.

Северная часть внешнего рейда расположена у северо-восточного берега Гибралтарской бухты к северу от района, запретного для якорной стоянки. Эта часть рейда обычно используется торговыми судами. При подходе к северной части внешнего рейда надлежит соблюдать осторожность, так как приливо-отливные течения здесь идут с большой скоростью.

Взлетно-посадочная полоса простирается с О на W по перешейку полуострова Гибралтар и выходит за его пределы в Гибралтарскую бухту более чем на 600 м. Вблизи западной оконечности взлетно-посадочной полосы с ее северной стороны имеется площадка с флюгером. Глубины в районе взлетно-посадочной полосы менее 5 м.

Аэромаяк расположен в 9,4 кбт к OSO от западной оконечности взлетно-посадочной полосы.

Плавучий огонь выставляется в 7,6 кбт к W от западной оконечности взлетно-посадочной полосы.

Южный мол (South mole) тянется от берега на 7 кбт к северо-западу в 2 кбт к NW от северного входного мыса бухточки Россия. На молу построено много угольных складов и проложены железнодорожные пути. С северо-восточной стороны Южного мола оборудована причальная стенка длиной 1067 м; глубины у стенки от 5,8 до 10,6 м.

Светящий знак установлен на оконечности Южного мола. При светящем знаке имеется звукосигнальная установка.

Волнолом Детачед (Detached), расположенный между оконечностями Южного и Северного молов, тянется на 4,5 кбт в направлении NNW -- SSO. Причалы волнолома предназначены для торговых судов.

С восточной стороны волнолома оборудована причальная стенка длиной 792 м; глубины вдоль нее от 5,8 до 10,6 м.

Светящие знаки. На южной и северной оконечностях волнолома установлено по одному светящему знаку.

Старый мол (Old mole), построенный еще в 1618 г., выступает от берега на 2 кбт к NW у северной окраины города Гибралтар. На молу расположены управление торгового порта, таможенные товарные склады, а также проложены железнодорожные пути. С юго-запада к Старому молу примыкает гавань; глубины в гавани около 1,5 м. Непосредственно к S от этой гавани имеются слипы.

Створ светящих знаков, передний из которых установлен на Старом молу вблизи управления порта, а задний в 3,5 кбт от переднего, ведет к северной части внешнего рейда порта Гибралтар.

Пассажирский мол (Passenger mole) простирается на 1,3 кбт к WNW от оконечности Старого мола. Южная сторона Пассажирского мола используется для стоянки вспомогательных судов.

К NO от Пассажирского мола имеются причалы и бассейны для малых судов и катеров.

Северный мол (North mole), являющийся продолжением к западу Старого мола, соединяется с ним посредством виадука, под которым имеется проход шириной ПО м. Северный мол состоит из трех колен. Первое колено тянется от виадука на 1 кбт к WNW, второе -- на 2,7 кбт к W, а третье, называемое Западным молом, -- на 2,6 кбт к S. По первому колену мола проложены железнодорожные пути.

От южной стенки второго колена Северного мола к югу параллельно друг другу выступает пять пирсов, обозначенных номерами от 1 до 5, считая с запада на восток; длина пирсов № 1, 2, 4 и 5 составляет 0,5 кбт, а пирса № 3 равна 2 кбт. У Западного мола и пирсов № 1--3 производится погрузка на суда угля. На Западном молу имеются четыре крана. Пирсы используются для стоянки английских военных кораблей. По первому, второму и третьему коленам мола и по пирсу № 3 проложены трубопроводы для подачи жидкого топлива. Вблизи оконечности Западного мола расположены две цистерны с жидким топливом.

Светящий знак установлен на оконечности Северного мола.

Светящий знак установлен на оконечности Западного мола.

Огонь зажигается на оконечности пирса № 3.

Буи, Два буя выставляются в 2,5 кбт к N от северо-западного угла Северного мола.

Гавань Корморант (Cormorant) расположена в 5,5 кбт к SO от северной оконечности мола Детачед. Она образована Г-образным молом, внешняя часть которого носит название острова Колинг-Айленд (Coaling Island). По молу проложены железнодорожные пути. У западной стенки мола оборудован причал; глубины у причала 6,8--7,4 м.

Глубины в гавани Корморант 2,7--4,9 м, но стенки ее окаймлены узкой отмелью.

В 60 м к N от гавани Корморант находится вход в сухой док № 4, к которому ведет фарватер, огражденный кустами свай и углубленный до Зл.

Вспомогательная гавань (Auxiliary camber), расположенная непосредственно к югу от гавани Корморант, образована узким молом, состоящим из трех колен. Глубины в гавани 3--4 м.

В юго-восточном углу Вспомогательной гавани у набережной оборудован шлюпочный причал Раггед-Стафф (Ragged Staff), глубина у которого 2,7 м.

Шлюпочная гавань (Boat camber), находящаяся непосредственно к югу от Вспомогательной гавани, защищена широким Г-образным молом, по которому проложены железнодорожные пути. У северной и западной стенок мола оборудованы причалы; глубины у причалов 3--9,4 м. Глубины во внешней части гавани 5--7 м. В южной части гавани на набережной находятся шлюпочные слипы.

Главная набережная (Main wharf) тянется от Шлюпочной гавани на 2,5 кбт к SSO. Она оборудована причалами, глубины у которых 8,8-- 10,4 м. По набережной проложены железнодорожные пути.

Здесь же находятся учреждения, склады и мастерские военно-морской базы. На северном конце набережной стоит приметная башня Докъярд-Тауэр (Dockyard Tower).

К SW от южного конца Главной набережной расположены сухие доки № 1, 2 и 3, вблизи которых находится судоремонтный завод.

Город Гибралтар (Gibraltar) раскинулся на западном берегу полуострова Гибралтар. Население города занято преимущественно на предприятиях, обслуживающих военные корабли и гражданские суда, на табачных фабриках и рыбоконсервном заводе. Непосредственно к северу от города в восточной части нейтральной зоны находится мачта высотой 80 м; ночью на мачте, зажигаются заградительные авиационные огни.

Якорные места. Торговым судам можно становиться на якорь в любом месте северной части внешнего рейда против нейтральной зоны севернее района, запретного для якорной стоянки, остерегаясь затонувшего судна, лежащего в 8 кбт к NW от северо-западного угла Северного мола. При сильных восточных ветрах здесь не бывает ни шквалов, ни водоворотов, наблюдающихся южнее этого района. Обычно здесь дует устойчивый бриз. Благодаря этому явлению южная граница нейтральной зоны и получила название «линии шквалов».

Ввиду того что Гибралтарская бухта открыта юго-западным ветрам, которые разводят в ней значительное волнение, зимой при приближении такого ветра надлежит или немедленно сняться с якоря и искать укрытие на якорном месте, расположенном в западной части бухты против устья реки Пальмонес, или же отдать второй якорь и на случай дрейфа судна держать машины наготове.

Английские военные корабли становятся на якорь в 6,6 кбт к W от оконечности Южного мола по пеленгу 120° на оконечность мола бухточки Россия.

Хорошее якорное место, используемое для стоянки военных кораблей, находится в 3 кбт к W от оконечности Южного мола на линии створа северной оконечности волнолома Детачед со светящим знаком на северо-западном углу Северного мола; направление створа 192°--12°. Глубина на якорном месте 45 м,

Предупреждение. Следует учитывать, что почти вся северная часть внешнего рейда порта Гибралтар находится в пределах порта Альхесирас-Ла-Линеа, поэтому становиться на якорь здесь можно только с разрешения испанских властей.

Наставление для входа в порт Гибралтар. Суда, направляющиеся в среднюю или северную часть порта Гибралтар, должны входить в него через северный вход. Перед тем как входить в порт, надо выйти в точку, расположенную в 5 кбт к NW от северо-западного угла Северного мола, а затем повернуть на SO.

При сильном ветре большие суда должны входить в порт только в том случае, когда имеется наготове буксир для оказания помощи при швартовке к причалу или постановке на бочки.

Входить в порт как через северный, так и через южный вход надо с большой осторожностью, учитывая, что здесь действуют сильные

течения. Направление течения можно приближенно определить по тому в каком направлении развернулись суда, стоящие на якоре на внешнем

При маневрировании задним ходом во время постановки на бочки

выставленные в порту против волнолома Детачед, следует учитывать, что

корму судна всегда будет заносить в сторону волнолома. Это обстоятельство особенно важно учесть, когда к волнолому швартуются другие суда.

В тех случаях, когда судно должно стоять на бочках в порту продолжительное время, рекомендуется завести на каждую бочку два троса. В штормовую погоду, когда через южный вход в порт проникает значительное волнение и временами дуют сильные шквалистые ветры от SW рекомендуется при швартовке к волнолому и пирсам, выступающим от Северного мола, заводить дополнительные швартовы из растительных тросов.

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Отношения