Сунниты и шииты разница кто хуже. Шииты и сунниты: в чем разница между двумя исламскими течениями? Сунниты и шииты — разница поведения

На чтение 8 мин. Просмотров 23.4k. Опубликовано 12.10.2015

Сунниты, шииты, алавиты , ваххабиты – названия этих и других религиозных групп ислама сегодня часто можно встретить , но для многих эти слова ни о чем не говорят. Исламский мир — кто есть кто . Давайте разберёмся в чём разница. Вот некоторые течения в исламском мире.

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Сунниты — самое широкое течение в исламе

Что обозначает название Сунниты

По-арабски: ахль ас-сунна валь-джамаа («люди Сунны и согласия общины»). Первая часть названия означает следование пути пророка (ахль ас-сунна), а вторая — признание великой миссии пророка и его сподвижников в решении проблем, следуя их пути.

Сунна – вторая после Корана основополагающая книга Ислама. Это устное предание, позднее оформленное в виде хадисов, изречений сподвижников пророка об изречениях и действиях Мухаммеда.

Несмотря на изначально устный характер, является основным руководством для мусульман.

Когда возникло течение: после смерти халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: около полутора миллиардов человек. 90% всех исповедующих ислам.

Основные районы проживания Суннитов по всему миру: Малайзия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Северная Африка, Аравийский полуостров, Башкирия, Татарстан, Казахстан, страны Средней Азии (кроме Ирана, Азербайджана и части прилегающих территорий).

Идеи и обычаи: Сунниты очень трепетно относятся к следованию сунне пророка. Коран и сунна – два основных источника веры, однако, если жизненная проблема в них не описана, следует доверять своему разумному выбору.

Достоверными считаются шесть сборников хадисов (Ибн-Маджи, ан-Насаи, имама Муслима, аль-Бухари, Абу Дауда и ат-Тирмизи). Праведным считается правление четырех первых исламских князей – халифов: Абу-Бакра, Умара, Усмана и Али. В исламе также развиты мазхабы – правовые школы и акиды – «концепции веры». Сунниты признают четыре мазхаба (маликитский, шафиитский, ханафитский и шабалитский) и три концепции веры (матуридизм, учение ашаритов и асарию).

Шииты: что обозначает название


Шийа – приверженцы, последователи

Шийа – «приверженцы», «последователи».

Когда возникло: После смерти почитаемого мусульманской общиной халифа Усмана в 656 году.

Сколько приверженцев: по разным оценкам от 10 до 20 процентов всех мусульман. Число шиитов может составлять около 200 миллионов человек.

Основные районы проживания Шиитов: Иран, Азербайджан, Бахрейн, Ирак, Ливан.

Идеи и обычаи Шиитов: признают единственным праведным халифом двоюродного брата и дядю пророка – халифа Али ибн Абу Талиба. По убеждению шиитов он единственный, кто родился в Каабе – главной святыне магометан в Мекке.

Шиитов отличает убеждение в том, что руководство уммой (мусульманской общиной) должно осуществляться высшими духовными лицами, избранными Аллахом – имамами, посредниками между Богом и человеком.

Признают святыми первые двенадцать имамов из рода Али (живших в 600 — 874 гг. от Али до Махди).

Последний считается таинственно исчезнувшим («сокрытым» Богом), он должен появиться перед Концом Света в виде мессии.

Основное течение шиитов – шииты-двунадесятники, которых традиционно и именуют шиитами. Школа права, которая им соответствует – джафаритский мазхаб. Шиитских сект и течений очень много: это исмаилиты, друзы, алавиты, зейдиты, шейхиты, кайсаниты, ярсан.

Святые места Шиитов: Мечети имама Хусейна и аль-Аббаса в Кербеле (Ирак), мечеть имама Али в Эн-Наджафе (Ирак), мечеть имама Резы в Мешхеде (Иран), мечеть Али-Аскари в Самарре (Ирак).

Суфисты. Что обозначает название


Суфисты

Суфизм или тасаввуф происходит по разным версиям от слова «суф» (шерсть) или «ас-сафа» (чистота). Также первоначально выражение «ахль ас-суффа» (люди скамьи) означало бедных сподвижников Мухаммеда, которые жили в его мечети. Они отличались своим аскетизмом.

Когда возникло: VIII век. Разделяется на три периода: аскетизм (зухд), суфизм (тасаввуф), период суфийских братств (тарикат).

Сколько приверженцев: Число современных последователей невелико, но их можно найти в самых различных странах.

Основные районы проживания: Практически во всех исламских странах, а также в отдельные группы в США и Западной Европе.

Идеи и обычаи: Мухаммед по мнению суфиев указал на своем примере путь духовного воспитания личности и общества – аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. По верному пути пошли также асхабы (сподвижники Мухаммеда) и ахль ас-суффа (люди скамьи). Аскетизм был присущ многим последующим собирателям хадисов, чтецам Корана и участникам джихада (моджахедам).

Основные черты суфизма – очень строгое следование Корану и сунне, размышления над смыслом Корана, дополнительные молитвы и посты, отречение от всего мирского, культ бедности, отказ от сотрудничества с властями. Суфийские учения всегда были сосредоточены на человеке, его намерениях и осознании истин.

Многие исламские ученые и философы были суфиями. Тарикаты — настоящие монашеские ордена суфиев, воспетые в исламской культуре. В скромных обителях и кельях, разбросанных по пустыням, воспитывались мюриды, ученики суфийских шейхов. Дервиши – монахи-отшельники. Среди суфиев их можно было встретить очень часто.

Асария — суннитская школа вероубеждения, большинство приверженцев – салафиты

Что обозначает название: Асар означает «след», «предание», «цитата».

Когда возникло: IX век.

Идеи: Отрицают калам (мусульманскую философию) и придерживаются строгого и прямого прочтения Корана. На их взгляд, люди не должны придумывать рациональное объяснение неясным местам в тексте, а принимать их как есть. Считают, что Коран никем не сотворен, а есть прямая речь Бога. Всех, кто это отрицает, не считают мусульманами.

Салафиты — именно они чаще всего ассоциируются с исламскими фундаменталистами


Салафиты

Что обозначает название: Ас-саляф – «предки», «предшественники». Ас-саляф ас-салихун – призыв следовать образу жизни праведных предков.

Когда возникло: Складывается в IX-XIV веках.

Сколько приверженцев: По оценкам американских исламских специалистов количество салафитов по всему миру может достигать 50 миллионов.

Основные районы проживания: Небольшими группами распределены по исламскому миру. Встречаются в Индии, Египте, Судане, Иордании и даже в Западной Европе.

Идеи: Вера в безусловно единого Бога, непринятие нововведений, чуждых культурных примесей в исламе. Салафиты – основные критики суфистов. Считается суннитским течением.

Известные представители: Салафиты относят к своим учителям исламских богословов аш-Шафии, Ибн Ханбаля и Ибн-Таймийю. К салафитам осторожно причисляют известную организацию «Братья-мусульмане».

Ваххабиты

Что обозначает название Ваххабиты: Ваххабизм или аль-ваххабийя понимается в исламе как отказ от нововведений или всего того, чего не было в первоначальном исламе, культивирование решительного единобожия и отказ от поклонений святым, борьба за очищение религии (джихад). Названо по имени арабского богослова Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба.

Когда возникло: В XVIII веке. Сколько приверженцев: В отдельных странах число может достигать 5% от всех мусульман, однако, точной статистики нет.

Основные районы проживания: Небольшие группы в странах Аравийского полуострова и точечно по всему исламскому миру. Регион появления – Аравия. Идеи Разделяют салафитские идеи, почему часто названия используют в качестве синонимов. Однако название «ваххабиты» часто понимается как уничижительное.

Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)


Алавиты (нусайриты) и алевиты (кызылбаши)

Что обозначает название Алавиты : Название «алавиты» течение получило по имени пророка Али, а «нусайриты» по имени одного из основателей секты Мухаммеда ибн Нусайра, ученика одиннадцатого имама шиитов.

Когда возникло: IX век. Сколько приверженцев: Около 5 миллионов алавитов, несколько миллионов алевитов (точных оценок нет).

Основные районы проживания Сирия, Турция (в основном алевиты), Ливан.

Идеи и обычаи алавитов: Как и друзы, практикуют такия (сокрытие религиозных взглядов, мимикрия под обряды другой религии), считают свою религию тайным знанием, доступным избранным. Алавиты схожи с друзами также и тем, что максимально далеко ушли от остальных направлений ислама. Они молятся всего лишь два раза в день, им разрешается в ритуальных целях пить вино и поститься всего две недели.

Картину религии алавитов составить очень сложно по указанным выше причинам. Известно, что они обожествляют семью Мухаммеда, считают Али воплощением Божественного Смысла, Мухаммеда – Имени Бога, Салмана аль-Фариси – Вратами к Богу (гностически осмысленное представление о «Вечной Троице»). Считают невозможным познать Бога, однако он открывался воплощением Али в семи пророках (от Адама, включая Ису (Иисуса) до Мухаммеда).

По сведениям христианских миссионеров, алавиты почитают Иисуса, христианских апостолов и святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие, причащаются вином, используют христианские имена.

Однако эти данные тоже могут быть неточными, учитывая принцип такия. Часть алавитов считают Али воплощением Солнца, другая часть – Луны; одна группа – светопоклонники, другая поклоняется тьме. В подобных культах видны отголоски доисламских верований (зороастризма и язычества). Женщины алавитов до сих пор часто остаются непосвященными в религию, они не допускаются до богослужения. «Избранными» могут быть только потомки алавитов. Остальные – амма, рядовые непросвещенные. Общину возглавляет имам.

Идеи и обычаи алевитов: Алевитов принято обособлять от алавитов. Они почитают Али (точнее троицу: Мухаммед-Али-Истина), а также двенадцать имамов в качестве божественных аспектов Вселенной и некоторых других святых. В их принципах уважение к людям вне зависимости от религии, нации. Почитается труд. Не соблюдают основные исламские обряды (паломничество, пятикратную молитву, пост в Рамадан), не ходят в мечеть, а молятся в домах.

Известные алавиты Башар Асад , президент .

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты ” и “сунниты ”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения - политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент - те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее - “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов - Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына - Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research , по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты - 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник - Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам - не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама - декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов - монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе - молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в Иране , Ираке , Сирии , Ливане и Бахрейне , составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

В России, почти все мусульмане - сунниты
В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.

Хотя шииты и сунниты боролись между собой более тысячи лет, в основном, они довольно мирно сосуществовали до недавнего времени. Как же получилось, что на сегодняшний день многие из их стран оказались участниками открытой войны?
Не секрет, что современная геополитика во многом направляется углеводородами, то есть нефтью и газом. Справедливо ли это для войны между шиитами и суннитами? Да, справедливо. США и их союзники поддерживают суннитов против шиитов в рамках войны за нефть. Дело в том, что львиная доля ближневосточной нефти находится в шиитских странах… или на тех участках стран с суннитским большинством, где проживают шиитские меньшинства.

В частности, вот что на этой неделе отметил Джон Шварц на страницах издания Intercept:

Большую часть конфликтов можно объяснить с помощью интереснейшей карты, созданной М.Р. Изади, картографом и адъюнкт-профессором Школы специальных операций ВВС США.

Как показывает карта, из-за своеобразного соотношения между религиозной историей и анаэробным разложением планктона почти все ископаемые виды топлива Персидского залива оказались во власти шиитов. Это верно даже для суннитской Саудовской Аравии, основные нефтяные месторождения которой расположены в Восточной провинции, где большинство населения является шиитами.

Вследствие этого самый глубокий страх королевской семьи Саудовской Аравии состоит в том, что в один прекрасный день саудовские шииты отделятся вместе со всей своей нефтью и вступят в союз с шиитским Ираном. Эти опасения только усилились после вторжения США в Ирак в 2003 году, когда был свергнут суннитский режим Саддама Хусейна, в результате чего укрепились позиции проиранского шиитского большинства. Так, ещё в 2009 году влиятельный религиозный деятель местной шиитской общины Нимр ан-Нимр заявил, что саудовские шииты выступят за отделение, если саудовское правительство не станет лучше к ним относиться.
На карте показаны расселение религиозных групп на Ближнем Востоке и расположение достоверных разработанных запасов нефти и газа. Темно-зелёные участки обозначают преобладание шиитов; светло-зеленые – суннитов; фиолетовые – ваххабитов/салафитов (ответвление суннитов). Чёрным и красным выделены области соответственно нефтяных и газовых месторождений.

Карта Изади наглядно демонстрирует, что практически все нефтяные богатства Саудовской Аравии расположены в пределах небольшого участка её территории, где преобладают шииты (Нимр, например, жил в Авамии, в самом сердце нефтяного региона). Если эта область на востоке Саудовской Аравии отсоединится, члены саудовской королевской семьи окажутся просто разорёнными 80-летними стариками.

Возможно, казнь Нимра (состоявшаяся 2 января 2016 года; прим. mixednews) отчасти объясняется тем, что саудовцы отчаялись искоренить независимое мышление среди проживающих в стране шиитов.

Эта же напряжённость является причиной того, что в 2011 году Саудовская Аравия помогла раздавить подобие «арабской весны» в Бахрейне (богатой нефтью стране, где при большинстве шиитов правит суннитская династия).

Аналогичные расчёты стоят также за решением Джорджа Буша остаться в стороне, когда в 1991 году Саддам Хусейн использовал химическое оружие для подавления восстания иракских шиитов в конце войны в Персидском заливе. Как пояснил тогда колумнист New York Times Томас Фридман, Саддам «удержал Ирак от распада, к большому удовлетворению союзных США Турции и Саудовской Аравии».

Таким образом, суннитские династии стран Персидского залива (Саудовской Аравии, Бахрейна, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара и Кувейта) целенаправленно преследуют Иран и шиитский мир, делая всё возможное для начала войны с шиитами по всей территории Ближнего Востока и Северной Африки, с тем чтобы «оправдать» захват ресурсов. И всё потому, что шииты владеют всеми нефтяными и газовыми месторождениями.

Большинство религий зарождаются как единые концепции, которые под влиянием исторических событий и развития изначальных представлений могут разветвляться на несколько течений. Так произошло и в одной из самых молодых мировых религий мира - Исламе.

Например, мусульмане шииты и сунниты, разница между их вероучений создана искусственно, с целью заложить мину замедленного действия между народами, исповедующих заветы Пророка.

Да, самым популярным направлением в нём является суннизм, но существуют и такие течения, как шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм и др. Попробуем рассказать сколько течений в Исламе, и какие принципиальные разногласия существуют между суннитами и шиитами.


Главное различие между суннитами и шиитами состоит в том, что проповедование Ислама пророк Мухаммед начал в 610 году и за 22 года обратил в веру столько сторонников, что после его смерти они создали Праведный халифат. И уже на столь раннем этапе истории, происходят брожения в среде мусульман.

Причиной спора стал вопрос верховной власти в новом государстве.

Следует ли передать власть зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу или же халифов следует избрать.

Сторонники Али, которые в дальнейшем и составили основу шиитов, утверждали, что руководить общиной имеет право лишь имам, который к тому же должен быть членом семьи пророка. Противники же, в дальнейшем - сунниты, апеллировали тем, что ни в Коране, ни в Сунне подобных требований нет.

Шииты настаивали на её вольном толковании, хотя лишь со стороны избранных. Сунниты это отрицают и настаивают, что Сунну необходимо воспринимать в том виде, в котором она есть. В итоге правителем Праведного халифата был избран Абу Бакр.

В дальнейшем спор развернулся вокруг толкований Сунны.

Стоит отметить, что шииты и христиане всегда сосуществовали мирно, в отличии от воинственных суннитов.

История шиитов и суннитов

В общем-то, это было лишь началом многовекового, если и не конфликта, то спора и порой ярого противостояния суннитов и шиитов. Наиболее значимые события представлены ниже:

Год Событие Описание
630-656 гг. Правление четырёх «праведных халифов» Спор между шиитами и суннитами по вопросу наследника пророка привёл к последовательному избранию 4 халифов, т.е. фактической победе суннитов
656 г. Избрание пятым халифом Али ибн Абу Талиба Лидер шиитов таки стал главой праведного халифата спустя 26 лет. Однако противники обвинили его в причастности к убийству предыдущего халифа. Началась Гражданская война
661 г. Али был убит в мечети в г. Куфа Между лидером суннитов Муавией и сыном Али Хасаном был заключён мир. Муавия становился халифом, но после смерти должен был завещать правление Хасану
680 г. Смерть Муавии Своим наследником халиф объявил вовсе не Хасана, а своего сына Язида. Вместе с тем, Хасан умер задолго до этого, а обещание Муавии вовсе не распространялось на потомков Хасана. Сын Хасана Хусейн не признаёт власти Язида. Начинается очередная Гражданская война
680 г. Смерть Хусейна Война продлилась недолго. Войска халифа взяли город, где находился Хусейн, убили его, двух его сыновей, многих сторонников. Произошедшая резня в Кербеле сделала Хусейна мучеником для шиитов. Сын Хусейна Зайн аль Абидин признал власть Язида
873 г. Смерть Хасана аль Аскари Род Али прервался. Всего правило 11 имамов, которые были прямыми потомками Али

В дальнейшем шиитской общиной продолжать руководить имам, однако, в большей степени как духовный лидер. Политическая же власть сохранялась за суннитскими правителями.

Кто такие сунниты

Сунниты от шиитов отличаются тем, что являются последователями самого крупного течения в исламе (порядка 80-90% или около 1 550 млн. человек). Они составляют большинство в арабских странах Африки, Ближнего Востока, Средней Азии, а также Афганистане, Пакистане, Бангладеше, Индонезии и некоторых других стран.

В мусульманских странах (за исключением Ирана) большинство населения составляют сунниты, при этом права шиитов могут быть значительно ущемлены. Примером может служить Ирак. На территории государства проживают сунниты и шииты, количество которых не влияет на внутреннюю политику.

Приверженцы обоих течений считают своим священный город Кербела и иногда враждуют из-за него. Вместе с тем и местное население и паломники подвергались разного рода дискриминации.


В последнее же время общины шиитов всё чаще заявляют о себе, стремясь преодолеть экономическое и политическое господство суннитов. Зачастую это происходит в агрессивной форме, однако, и среди суннитов встречаются сторонники радикальных мер. Примерами тому могут служить движения «Талибан», ИГИЛ.

Кто такие шииты

Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.

Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.

На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.

Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.

Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.


Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху

Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.

Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.

По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.

Основные различия между суннитами и шиитами

Несмотря на длительную историю раскола, основных отличий между суннитами и шиитами не так много.

Характеристика
Отношение к имаму Руководитель мечети, религиозный деятель и представитель духовенства. Уважения заслуживает лишь добившийся этого имам Является посредником между Аллахом и человеком. Высказывания имамов столь же важны наряду с Кораном и Сунной
Наследники Мухаммеда Четыре «праведных халифа» Али и его наследники, т. е. потомки Мухаммеда
Ашура и Шахсей-вахсей Пост в день Ашуры в дань памяти Мусе, спасшемуся от войск фараона 10-дневный траур по имаму Хусейну. В Ашуру некоторые шииты участвуют в шествии в ходе которого избивают себя цепями. Самобичевание с кровопусканием считается почётным и праведным
Сунна Изучают весь текст Сунны Изучают текст Сунны, касающийся описания жизни Мухаммеда и членов его семьи
Особенности намаза Совершается 5 раз в сутки (по 5 молитв в ходе одного намаза) Совершается 3 раза в сутки (также по 5 молитв)
Пять основных столпов Благотворительность, вера, молитва, паломничество, пост Божественное правосудие, божественное лидерство, вера в пророков, вера в судный день, монотеизм
Развод Не признают временного супружества, развод с момента его провозглашения супругом Признают временные браки, не признают, что момент развода с его провозглашения супругом

Расселение шиитов, суннитов и алавитов

В настоящее время большинство всех мусульман (62%) проживают в Азиатско-Тихоокеанском регионе (это связано с большой численностью населения Индонезии, Пакистана, Бангладеша). Потому-то на Ближнем Востоке соотношении суннитов к шиитам можно определить как 6 к 4. Хотя и здесь соотношение достигнута за счёт шиитского населения Ирана.

Крупные шиитские общины численностью свыше 5 млн человек проживают только в Азербайджане, Индии, Ираке, Йемене, Пакистане и Турции. В Саудовской Аравии проживает порядка 2-4 млн шиитов. На следующей карте можно наглядно ознакомиться с соотношением суннитов (зелёный) и шиитов (фиолетовый) в различных регионах.


Детальная же карта распространения различных течений на Ближнем Востоке представлена ниже.


Другие течения ислама

Как видно, значительное количество общин придерживается иных течений ислама. Хотя их доля в общей массе мусульман не так велика, каждое течение имеет свои отличия и особенности, на которых и следует остановиться. В первую очередь остановимся на течениях, разделенных по мазхабам (особенностям шариатского права).

Ханифиты

Течение ханифитов (ханафитов) было основано иранским учёным Абу Ханифом (VII в.) и отличается наличием истисхана. Истисхан означает предпочтение.

И предполагает возможность для мусульманина следовать традициям и религиозным обычаям той местности, на которой проживает.

На вопрос: «Можно ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию?», ханифит ответит, что следует ориентироваться на то, употребляют ли такую продукцию окружающие и действовать исходя из их порядков. Ханифиты чаще всего проживают в странах Европы, Южной и Западной Азии.


Маликиты

Незначительно от ханифитов отличаются маликиты, только вместо истисхана они используют истислах (дословно: удобство).

Маликиты следуют арабским обычаям.

Однако, могут не выполнять те или иные обряды, если для того имеются существенные препятствия и особенности быта в регионе.

На вопрос о том, следует ли мусульманину употреблять ГМО-продукцию, маликит ответит, что следует ориентироваться на то, как поступают в Мекке, но если там нет однозначного ответа на этот вопрос, то поступать следует по совести.

Критерием для исполнения или неисполнения служит религиозно-нравственная совесть отдельного верующего. Маликиты проживают в Северной Африке, в зоне Сахара, а также в отдельных общинах Персидского залива.

Шафииты

Шафииты придерживаются рационального стиля в области шариатского права. Если ответа на нестандартную ситуацию нет в Коране, Сунне, то искать его следует в прецедентах истории. Подобный принцип называется истисхаб (увязка).

Соответственно, на вопрос по ГМО-продукции, шафиит будет искать прецеденты в истории, разбираться в составе продукции и т. п. Большая часть шафиитов проживает на территории Юго-Восточной Азии, в Йемене, Восточной Африке, часто встречаются среди курдов.

Ханбалиты

Ханбалиты строжайше следуют Сунне и занимаются её тщательным анализом для ответа на бытовые вопросы. По сути, данное течение является наиболее консервативным, если не сказать реакционным.

Ханбалиты строжайше следуют Сунне.

На вопрос о ГМО-продукции, ханбалит, скорее всего, ответит, что ни в Сунне, ни в Коране не сказано о том, что такую пищу употреблять можно, потому и употреблять её не следует. Это течение является официальным на территории Саудовской Аравии, также встречается в ряде других стран.

Алавиты

Подробнее следует уделить внимание тому, кто такие алавиты, шииты и сунниты, различия которых в Исламе толкуется на все лады западными историками религии. Однозначного мнения о том, относить ли алавитов к шиитам или же их следует выделить как отдельную этническую и религиозную группу или причислить к суннитам, нет. Алавиты считают Али (зятя Мухаммеда) воплощением бога.

Потому и помимо Корана, священным писанием является и книга Али - Китаб аль-Маджму.

В этой связи, большинство прочих мусульман считают алавитов сектантами или кафирами, т. е. неверными, отрицающими важнейшие догматы ислама.

Большинство мусульман считают алавитов сектантами или кафирами.

В алавизме заметно множество влияний и из других религий. Так, присутствует представление о реинкарнации, по которому каждый мужчина проживает 7 перерождений (переселений души, в том числе в тело животного), после чего попадает в загробный мир. В зависимости от образа жизни человек может попасть как небесную, так и бесовскую сферу.

В мире насчитывается около 3 миллионов алавитов, большая часть проживает в Сирии, а также Турции, Ливане и Египте. Действующий президент Сирии является алавитом.


Несмотря на различия, шииты и сунниты не являются непримиримыми врагами. Так, например, большинство мечетей не только разрешают совместные молитвы суннитов и шиитов, но и настаивают на подобном. Пусть первопричинами образования шиизма было желание видеть Али наследником Мухаммеда, а верховной властью наделить имамов, но исторический процесс позволяет взглянуть на это и с другой стороны.

Чтобы понять, кто такие шииты и сунниты, в чем различие течений среди мусульман, необходимо знать, что Ислам распространился на значительной территории за достаточно короткий период времени, при этом, временами, распространение носило крайне агрессивный характер. Потому многие местные принимали ислам шиитского толка, на деле привнося в него множество из своих верований.

Подобная тенденция - остаться частью исламского мира, обозначить в чем различие между суннитами и шиитами, но при этом и обособить себя, сохранялась и в дальнейшем. Тот же Иран (Персия) официально принял шиизм лишь в XVI веке, дабы обособить себя от Османской Империи. При этом шиизм вновь претерпел некоторые изменения в угоду правящей династии Сефевидов. В частности, Али Шариати отмечал, что до XVI века шиизм носил мученический характер (красный шиизм), а впоследствии стал траурным (чёрный шиизм). Шииты это утверждение воспринимают за справедливое мнение.

Кулинария