Изначально гейшами были мужчины. Изначально гейшами были мужчины — единственный в Японии современный мужчина-гейша. Профессиональный уход за париком

Гейша - один из самых знаковых образов, которые мы связываем с Японией. Если есть что-то, что большинство жителей Запада может сказать, что они знают об Японии, это то, что у них были те женщины-проститутки, которые мазали лица густой белой краской.Одна проблема: это не так. Гейша не были проститутками, и они не всегда закрывали свои лица белой краской. И на какое-то время они не были даже женщинами.

10. Первые гейши были мужчинами

Первая гейша-женщина появилась в 1752 году, до этого сама мысль, что гейша может быть женщиной, казалась странной. До этого гейшами были мужчины в течение нескольких сотен лет. До 1600-х годов их не называли гейшами, но они существовали за 500 лет до этого.
С 13-го века были люди, которые делали именно то, что делали гейши: они развлекали знатных мужчин, угощали их чаем, пели для них, рассказывали забавные истории и позволяли чувствовать себя самыми важными людьми. Они развлекали гостей, принося радость.
К 1800-м годах уже стало привычно, что гейши - женщины.
До сих пор японцы называют гейш-женщин гейко, потому что в японском языке гейша обозначает мужчину.

9. Гейша не проститутки


Несмотря на то, что мы слышали, гейша не продавала свое тело. Фактически, гейшам было категорически запрещено спать со своими клиентами.
Гейш нанимали для развлечения клиентов-мужчин, и мужчины ожидали своей очереди, развлекаясь с настоящими проститутками - куртизанками, называемыми ойран.
Некоторые бордели даже запрещали гейшам сидеть слишком близко к мужчинам из-за страха, что они украдут клиентов ойран.Это было то, чем гейши гордились. В XIX веке девизом гейши было: «Мы продаем искусство, а не тела».«Мы никогда не продавали себя, наши тела за деньги».

8. Гейша - человек искусства


Гейши были людьми искусства - на самом деле, это то, что означает слово « гейко» . Гейши годами обучались музыке и танцам и это никогда не прекращалось. Независимо от того, сколько лет гейше, она обязана была музицировать каждый день.
Многие из них играли на струнном инструменте под названием « шамисен» , а некоторые писали собственную музыку.
Они славились написанием «меланхолических» песен и разработкой медленных, изящных танцев, наполненных сложной символикой. Чтобы приобрести эти навыки, нужны были годы. Гейш начинали учить с шестилетнего возраста, в домах гейш были свои школы искусства. В среднем приходилось учиться не менее пяти лет, чтобы можно было назваться гейшей.

7. Проститутки назвали себя Гейшами, чтобы привлечь американцев


Есть причина, по которой мы думаем о гейшах как о проститутках. Когда американские военные размещались в Японии в конце Второй мировой войны, проститутки стекались к ним толпами и называли себя гейшами. Конечно, они не были настоящими гейшами - они просто знали, что экзотическая фантазия японской гейши соблазнит иностранцев. И в конце войны японские девушки находились в таком бедственном положении,чт готовы были спать за еду. Сотни тысяч японских девушек спали с американскими солдатами в обмен на деньги. К 1949 году 80 процентов американских солдат, дислоцированных в Японии, спали с японскими девушками, как правило, с проститутками, которые называли себя «девушками-гейшами».

6. Гейши с белой краской на лице, были несовершеннолетними девушками


Картина, которая появляется в большинстве наших умов, когда мы пытаемся представить гейшу, - это девушка с изысканным кимоно и украшениями в волосах, все ее лицо покрыто белой краской.
Это не совсем то, как выглядел гейша. Гейша покрывала лицо белой краской для особых случаев, но, как правило, они носили гораздо более приглушенный макияж, который не слишком отличался от макияжа, который могла носить любая другая женщина.
Девушки, которые гуляли с белой краской в течение дня, были майко: несовершеннолетние, ученицы, которые тренировались, чтобы стать гейшей.
Эти молодые девушки одевались так, как мы сегодня представляем гейшу. Белая краска и орнамент, которые они носили, на самом деле были символом неопытности; чем более опытная гейша была, тем более ярко ей разрешалось одеваться. К тому времени, когда гейша считалась одной из лучших, она вообще избавлялась от белой краски лица.

5. Предшественники Гейши были женщинами, которые одевались, как мужчины


Была еще одна группа под названием ширабяши, которую можно было считать ранней версией гейши. Эти ранние гейши были женщинами, но они сделали все возможное, чтобы их клиенты этого не заметили. Потому что они одевались, как мужчины. Ширабяши были танцовщицами. Они носили белый макияж, рассказывали истории, ставили шоу, играли музыку и развлекали гостей. Они, по сути, выполняли ту же функцию, что и гейши, за исключением того, что все они были одеты как самураи-мужчины.
Никто на 100% не уверен, почему эти женщины настаивали на наряде, как у мужчин, но самая популярная теория заключается в том, что клиентами у них были самураи.
В то время большинство самураев принимали мальчиков в качестве любовников. Считается, что эти девушки одеты как мальчики просто потому, что это то, чего хотели видеть мужчины, на которых они пытались произвести впечатление.

4. Большинство гейш имели лысые верхушки головы


Один верный способ распознать гейшу из костюма - от лысины на верхушке ее головы. На работе лысину прикрывали париком или гребнем. Они получали лысину во время тренировки как майко. У Майко были особенно экстравагантные прически, которые требовали, выдрать узкий пучок волос в верхней части головы. Гейши называли свои лысины медалью « майко ». В Японии это считалось признаком гордости. Это был явный признак того, что они много лет учились. Конечно, в Европе это не всегда было так же хорошо, как и дома. Одна гейша вернулась униженная, сообщив своим друзьям, что европейцы не могли понять, как лысина на голове была предметом гордости.

3. Старая гейша была более востребована


Не все гейши были молодыми. Расцвет гейш приходился на 50-60 лет, считалось, что в этом возрасте гейша красивее, умнее, опытнее.
Обычно, к 30 годам гейшам разрешалось не белить лицо.
Гейша уходила на пенсию, если выходила замуж, но если она хотела остаться гейшей, то продолжала ею быть, сколько угодно. Самая старая в мире гейша, которая до сих пор работает, Юко Асакуса, - ей 94 года и работает, как гейша с 13 лет. Обычно ее нанимают политики и невероятно богатыми бизнес-клиенты, которые готовы заплатить немного больше.

2. Обучение гейши было настолько строгим, что сегодня это незаконно


Современные гейши - это не совсем то же самое, что было раньше.
В старые добрые времена жизнь гейши обычно начиналась с ее обедневшей семьи, продающей ее в дом гейши, и ее обучение начиналось, когда ей исполнится шесть лет.
Сегодня в Киото работает около 250 гейко и майко, по сравнению с 2000, которые работали там сто лет назад. Современная гейша, однако, сильно отличается от вчерашней гейши. Они не начинают тренироваться, пока не исполнится 15 лет, они не работают рядом с куртизанками, и они не проходят строгую систему обучения. Некоторые гейш-дома сегодня предлагают только один день обучения в неделю. В 1998 году некоторые родители на самом деле пытались продать своего ребенка в гейш-дома, но это не совсем сработало. Они отправились в тюрьму - в наши дни продажа людей запрещена.

1. Есть еще мужская гейша


По-прежнему существуют мужские гейши. Есть удивительно большое количество мужчин, которые все еще работают как гейши. До 7 000 мужчин-гейш работают в районе Кабуки-чо Токио.
Возвращение мужчин-гейш началось в 1960-х годах, когда рынок открылся для состоятельных женщин, которым было скучно, пока их мужья на работе. Эти мужья часто не занимались деловыми сделками в домах гейш, и женщины полагали, что они заслуживают собственных гейш-домов, поэтому они начали нанимать мужчин, чтобы развлекали их. Сегодня существует несколько клубов, где женщины могут нанять «мужскую гейшу», которых чаще называют хусуто. У них обычно нет художественных талантов гейши прошлого, но они все еще могут пить с женщинами, льстить им и заставлять их чувствовать себя особенными.

Представление о том, что гейша это обыкновенная проститутка, только японская, появилось сразу после Второй мировой войны, когда страну наводнили оккупационные войска. Бравые американские солдаты, отправляясь в увольнение, постоянно охотились за выпивкой и сексуальными утехами. Не слишком образованные, не знавшие языка и не привыкшие погружаться в чужую культуру, зато молодые и переполненные тестостероном, они быстро превратили слово «гейша» в синоним девушки по вызову. Местные сутенеры им, понятное дело, не возражали.

На самом деле все не совсем так. Или, точнее, совсем не так. Первые упоминания о гейшах относятся к XIV-XV векам. По-японски «гей» означает «искусство», а «ся» - «человек». Таким образом, гейша буквально означает «человек искусства». Так называли людей, которые развлекали гостей на банкетах. Изначально это были мужчины из незнатных самурайских семей.

После того как в самом начале XVII столетия сегун Токугава Иэясу объединил страну и перенес столицу из Киото в Эдо (нынешний Токио), он начал строить дороги - широкие и удобные для передвижения тракты. Первая и самая важная связала два главных города, отстоящих друг от друга на 500 с лишним километров. На ней через каждые тридцать километров были оборудованы станции, где можно было отдохнуть и переночевать. Очень быстро там возникли чайные дома. Чтобы повысить популярность своих заведений, владельцы стали нанимать на работу красивых и умных девушек. Крестьянки для этого не годились, но на рынке на тот момент оказалось много представительниц самурайских семей. До того как Токугава усмирил мятежные кланы, в междоусобицах погибло огромное количество самураев. Их жен, сестер и дочерей никто не собирался содержать. Чтобы выжить, женщины охотно устраивались в заведения на трактах.

Благородные девушки, обученные хорошим манерам, способные поддержать разговор, умеющие танцевать и играть на музыкальных инструментах, быстро завоевали популярность. Теперь именно их стали называть гейшами. Иные дамы могли реально прославить свое заведение. В японских путеводителях XVII-XIX веков даже указывалось, в какие чайные дома непременно стоит заглянуть ради приятного досуга. При этом речь не шла о сексе. Гейши продавали свое искусство. За проститутками, коих тоже было немало, закрепился другой термин. Их звали девушками, которые накладывают рис.

Лучшие гейши, по общему мнению, работали на самой последней станции в Киото. Именно там вырос знаменитый чайный квартал Гион, где до сих пор существует закрытое сословие гейш.

При Токугаве и его потомках в стране на 250 лет воцарился мир. Воинское сословие перестало сокращаться, и как следствие прекратился приток самураек в чайные дома. Чтобы сохраниться, корпорация гейш, спрос на которых был по-прежнему огромным, выработала жесткие правила внутреннего воспроизводства.

Опытная старая гейша становилась мамой-сан, а в подчинении у нее находилось несколько старших и младших «сестер», которых та учила профессии. Красивых и перспективных девочек в возрасте от 5 до 9 лет теперь выкупали у крестьян и рыбаков. Для всех участников процесса это оказалось идеальным решением. В крестьянских семьях было не принято предохраняться, детей рождалось много, но еды хватало не всем. Поэтому вплоть до эпохи Мейдзи в Японии существовал обычай «прореживания», когда от лишних ртов, особенно от девочек, целенаправленно избавлялись.

Для простолюдинки стать гейшей означало вытащить счастливый билет. Но жизнь в чайных домах была довольно суровой - строжайшая дисциплина, изнурительные тренировки, отсутствие личной свободы. Все «сестры» находились на полном обеспечении мамы-сан. Она их кормила, одевала (кстати, кимоно стоило баснословных денег) и учила всему. Если девочка не оправдывала ожиданий, ее прогоняли, и дальнейшая участь ее была незавидной. Если она не умирала от голода под забором, то неизбежно становилась проституткой. Вернуться в свою семью она уже не могла.

На протяжении нескольких десятилетий каждая «сестра» должна была отработать все, что потратила на нее мама-сан. Но спрос на услуги гейш был огромен, и платили за это хорошо. Пригласить их на ужин могли себе позволить лишь богатые и знатные феодалы, которые за приятным времяпрепровождением решали свои деловые и политические вопросы. Именно тогда сформировалось очень важное для корпоративной культуры гейш правило - ни при каких условиях не рассказывать, что происходило на банкете. Принцип этот свято соблюдается и поныне. Ну, почти…

Когда младшей «сестре» исполнялось 13 лет, мама-сан могла продать ее девственность богатому меценату. Опять же речь не шла о разовом сексе. Патрон платил внушительную сумму владелице чайного дома, чтобы покрыть ее расходы, и впоследствии брал гейшу на полное обеспечение. То же касалось и взрослых «сестер». Выкупленная гейша обретала статус любовницы, получала хороший дом и солидное содержание, была вхожа в круги политической и военной элиты.

Сегодня гейшами становятся девушки в возрасте 15-16 лет. Они приходят в чайный дом, предварительно получив согласие от родителей. Правила жизни в корпорации уже не столь строги, но и легкими их тоже не назовешь. Девушки соблюдают жесткий режим, ежедневно репетируют, учатся манерам, осваивают музыкальные инструменты, изучают традиционные танцы, исполнение которых требует невероятной выносливости. Им запрещено пользоваться компьютерами, а до 25 лет нельзя иметь даже мобильного телефона. Раз в неделю девушки делают замысловатые прически. Чтобы не нарушить укладку, они спят полулежа, положив голову на специальную деревянную подставку. То еще удовольствие. Но игра определенно стоит свеч.

В чайный дом со стороны не попасть, сколько бы денег вы ни предлагали. Вход возможен только по рекомендации кого-то, кто уже там принят. Японцы выше всего ценят пожилых гейш, иностранцы - тех, что помоложе, пусть и не достигших вершин мастерства.

Поскольку чайный дом практически недоступен для туристов, гейш по предварительной договоренности зовут в ресторан. Обычно приглашают сразу трех мастериц - очень опытную старшую «сестру», ее младшую подопечную и девушку-музыканта. Специальный обед обойдется примерно в 150 долларов на человека, причем за алкоголь платишь отдельно. Иностранцу неизбежно понадобится переводчик, ибо «сестры» почти не говорят по-английски, зато могут изъясняться на киотском диалекте. Смело прибавляйте еще полторы сотни за перевод и еще столько же за еду, ибо иначе переводчик не работает. Наконец, за двухчасовое общение с гейшей, независимо от ее возраста и опыта, придется выложить еще 600 долларов. Итого на круг набегает весьма внушительная сумма. При этом никакого секса, только приятная беседа, музыка и танцы. За один вечер каждая гейша посещает несколько банкетов. Это реально тяжелая работа, зато в месяц она зарабатывает от 5 до 10 тысяч долларов.

Сегодня гейши есть в Киото, Токио, Канадзаве и некоторых других городах. Самая большая корпорация, насчитывающая около 200 мастериц и еще порядка 80 учениц, расположена в Киото. В Токио их около 250-ти, а в Канадзаве всего 40 с небольшим. В остальных местах и того меньше - от 4 до 12 человек. А ведь каких-то сто лет назад по всей стране их насчитывалось больше 80 тысяч. Кстати, в Токио нет чайных домов, все девушки живут в своих квартирах и просто приходят на ужин. При условии, что с ними повезет связаться, удастся договориться (для этого еще нужно найти правильного посредника!), а в их плотном графике найдется свободное окошко.

На заметку: В разных частях Японии при термальных источниках, популярных у туристов, имеются так называемые ассоциации гейш. Но это не должно вводить в заблуждение. По сути, речь идет о самых обычных хостес в кимоно, которые за дополнительную плату не прочь оказать интимные услуги.

Годам к сорока «сестра» обычно отбивает вложенные в нее деньги и в принципе может покинуть чайный дом, чтобы открыть свое дело. Иные мастерицы умудряются делать блестящую карьеру и зарабатывать до 100 тысяч долларов в месяц. Но, разумеется, не все. Сохраняется и практика выкупа гейши у мамы-сан. Поэтому, как и в стародавние времена, иные влиятельные персоны могут позволить себе иметь таких исключительных любовниц. Наконец, гейше не возбраняется выйти замуж, но тогда она теряет право на профессию. Поэтому современные гейши предпочитают не сковывать себя узами брака.

Сохраняется и золотое правило молчания. В новейшей истории оно было нарушено лишь однажды, но серьезно испортило репутацию всей индустрии. Провинившейся оказалась… гейша-американка, обмолвившаяся в интервью о том, как она отработала банкет одной очень известной японской корпорации. В последние десятилетия прошлого века на работу в чайные дома стали принимать иностранок. Но после разразившегося скандала с этой практикой незамедлительно покончили.

Гейши - существенный элемент современной японской культуры, которая, несмотря на полуторавековую вестернизацию, все еще привержена традиции. Но глядя на все это со стороны, трудно отделаться от ощущения, что имеешь дело с сублимацией. В традиционном обществе, имеющем вдобавок островную специфику, сексуальная жизнь исторически подвергалась жесткой регламентации. Но поразительным образом сексуальные барьеры существуют и в современной Японии, хотя природа их иная.

За последние десятилетия многие японки выбирают не семью, как раньше, но карьеру. Они добились финансовой самостоятельности, начали путешествовать, поздно выходят замуж, поздно рожают детей, если вообще рожают.

Японские мужчины, которые всегда доминировали в обществе, оказавшись в непривычном для себя положении, растерялись. Гендерный маятник качнулся в другую сторону. Теперь женщины решают, с кем встречаться, как часто это делать, да и делать ли вообще. После первого свидания они запросто могут дать ухажеру от ворот поворот. А для мужчины это становится тяжелейшей психологической травмой. Он остро ощущает, что больше не лидер и вдобавок «теряет лицо».

Внутренне опасаясь этого, многие избегают знакомств, предпочитая проводить время за работой в офисе или коротать его с однополыми друзьями, а то и вовсе в одиночестве. По статистике до 20 процентов мужчин в возрасте до 24 лет остаются девственниками. Многие разучились знакомиться. При том, что ценность семьи в Японии не только не оспаривается, но сохраняет высокую значимость.

Кто-то ищет выход из положения в посещении так называемых вечеринок знакомств, куда люди приходят с конкретным желанием найти партнера. Если не для брака, то хотя бы для продолжительных отношений. Спрос на такие услуги столь велик, что просто так попасть туда невозможно. Сначала надо вступить в клуб, сдав кучу анкет и уплатив внушительный сбор в размере от 700 до 2200 долларов. К этому добавляется ежемесячная плата от 100 до 300 долларов. За посещение каждой вечеринки участники платят отдельно. При том, что результат не гарантирован. Ну а если все закончится благополучно и члены клуба найдут свою половинку, клуб получает еще около 2000 долларов комиссионных. Казалось бы, гораздо легче, быстрее и дешевле отправиться в какой-нибудь бар, где всегда полно свободных девушек. Ан нет.

А что же секс? Да-да, тот самый - впечатляющий и без обязательств? За этим отправляются в другое место, но опять же лишь те счастливчики, у которых есть деньги. Проституция в Японии официально запрещена с 1947 года, но местные жрицы любви и их покровители нашли возможность заниматься своим ремеслом, не нарушая закон. Дело в том, что проституцией в Стране восходящего солнца считается оплачиваемый секс с проникновением. На все остальное власти закрывают глаза.

Это породило огромное количество массажных («розовых») салонов, фасады которых украшены весьма недвусмысленными картинками. Да и девушки у входа доходчиво объяснят, что к чему. Существует еще и так называемая «доставка здоровья на дом» - все то же самое, только приходят к вам.

Массаж делают всеми возможными способами и частями тела, зачастую в мыльной ванне, доводя клиента до оргазма столько раз, насколько у того хватит сил в пределах пары часов. Цена вопроса от 60 до 150 долларов за сеанс. Таких заведений полным-полно в каждом крупном городе. В Токио они сконцентрированы в квартале Кабукичо в восточном Синдзюку, аккурат по соседству с огромным железнодорожным хабом, через который ежедневно проходит 4 миллиона человек. Однако следует помнить, что многие местные заведения держат якудза. Поэтому беспечному иностранцу там небезопасно. За незаказанное пиво запросто могут выкатить счет в 500 баксов, а за отказ в оплате - изрядно потрепать.

Но пределом желаний одиноких японских мужчин являются так называемые «мыльные земли», где сеанс обойдется уже в 300 баксов, а для иностранцев раза в три дороже. Эти заведения чем-то напоминают турецкие бани, только с девушками. Апофеозом визита является «борьба» на надувном матрасе, щедро намазанном маслом. На нем практически невозможно удержаться, поэтому приходится предпринимать сверхусилия. В приватных беседах с корреспондентом «Ленты.ру» очевидцы не раз признавались, что в ходе такой «схватки» испытывали самое сильное сексуальное потрясение в жизни. «Мыльные земли» - самые настоящие публичные дома. Но они платят налоги, и, конечно, в них есть ванны, поэтому их не проверяют…

Очаровательная девушка с раскосыми глазами и выбеленным лицом, разливающая чай и занимающая гостя утонченной беседой. Таков стереотипный образ гейши в сознании европейца. В целом все верно, кроме одного. Изначально роль приветливой особы с набеленным лбом и щеками играл… мужчина. Гейши женского пола появились куда позднее, но постепенно вытеснили мужчин из профессии. Сама история гейш как профессии, или, даже, точнее - вида искусства, берет начало примерно в конце 16 века. Есть две основных версии появления гейш. По одной из них, самураи, уставшие от служебных дел, желали не просто выпить чаю или хорошего сакэ, а отдохнуть, так сказать, душой - поговорить с умным человеком. Но поскольку женщина в Японии тех времен считалась существом куда менее интеллектуальным, чем мужчина, самураи предпочитали общение с равными. Поэтому на месте прелестниц с выбеленными лицами изначально красовались мужчины в кимоно. Обладали они всеми качествами, присущими стереотипной гейше из фильмов и книг о Японии: были образованными, играли на нескольких музыкальных инструментах, владели искусством стихосложения и каллиграфии и мастерски умели поддержать беседу.


Есть также версия, что у «первогейш»-мужчин был прообраз. Им стал Сорори Шинзаэмон, советник тогдашнего японского императора. В конце 16 века Страной Восходящего солнца правил Тойотоми Хидэйоши. Он был существенной фигурой в истории страны, сумев объединить ее после феодальной раздробленности. Несмотря на это, Тойотоми не умел писать и с трудом читал переписанные от руки древние книги. Для пересказа книг монарх и завел себе специальную должность «отогишю» - собеседник и советник. Самым приближенным из них стал как раз Сорори Шинзаэмон. Происхождение этого достойного мужа история не сохранила - по-видимому, Сорори родился в довольно бедной семье, но в детстве был отдан на воспитание в монастырь и получил достойное образование.

Шинзаэмон читал императору вслух, был его советником по разным вопросам и просто развлекал, когда у правителя было плохое настроение. А Хидэйоши славился крутым нравом. При европейском королевском дворе Шинзаэмона, наверное, назвали бы шутом. Благодаря Сорори Шинзаэмону и его правителю шуты, развлекающие хозяев беседой и анекдотами, вошли в моду не только у самураев, но и у обеспеченных горожан. В этих кругах шут сделался уже не собственностью вельможи, а кем-то вроде свободного артиста. Называлась такая профессия «тайкомочи» - артисты нередко носили с собой барабаны тайко, при помощи которых аккомпанировали своим речам и привлекали внимание.

Чаще всего тайкомочи входили в свиту богатых куртизанок высокого ранга - таю - и должны были развлекать их клиентов. Если сама куртизнака-таю обычно подчеркивала свою изысканность и хорошие манеры, то задачей тайкомочи было контрастировать с ней, одновременно разжигая страсть клиента. Шут изображал смешные сценки из жизни, пел песенки скабрезного содержания и рассказывал непристойные анекдоты. При этом образование тайкомочи оставалось на уровне: он должен был, хоть и вышучивая, поддержать беседу на любую тему, развеселить гостя игрой на музыкальных инструментах и быть в курсе всех последних новостей. Они по-прежнему были мастерами чайной церемонии, каллиграфии и рисунка. Потому тайкомочи называли также «гэйнин» или «гейша» - и то и другое переводится как «человек искусства».

По разным данным, во время периода Эдо в Японии было около 500-800 гейш-мужчин. Но постепенно в профессии стали появляться женщины - танцовщицы и певицы, которые перетягивали на себя внимание зрителей - доблестных самураев и богатых горожан. Все-таки природу не обманешь. Гейши женского пола довольно быстро вытеснили с арены мужчин-тайкомочи.

Несмотря на бытующие на Западе убеждения, гейши прекрасного пола не были ни проститутками, ни даже куртизанками. Хотя некоторые гейши действительно отдавались клиентам за деньги, это не входило в их основные обязанности и не считалось достойным настоящей гейши высокого ранга. Искусством гейши было развлечь гостя изысканной беседой, приятным обществом, дать ему почувствовать себя особенным, уделить внимание. Такие девушки, с одной стороны, обучались древним искусствам - каллиграфии, стихосложению, игре на музыкальных инструментах, с другой - должны были быть в курсе всех последних новостей, включая политические, чтобы мужчине было о чем поговорить с ними. Поэтому услуги гейши стоили недешево.

Гейшами зачастую становились девочки из бедных семей, которых родителей попросту продавали в дом гейш - окия. Все свое детство они работали сначала служанками, а затем помощницами главных гейш в доме. Старшие наставницы обучали девочек азам будущей профессии и в дальнейшем помогали получать образование. Младшую гейшу (майко) можно было отличить по макияжу: в отличие от своих более опытных коллег, они оставляли не выбеленной полоску кожи у самых волос, а на щеках рисовали нежный румянец, подчеркивающий их молодость.

Когда в ремесло пришли женщины, гейши-мужчины оставили свою актерскую профессию, а их роль стала все больше сводиться к организации вечеринок. Сейчас мы назвали бы их организаторами или ивент-менеджерами. Кстати, кодексом профессии тайкомочи запрещалось иметь любые отношения с девушками-гейшами женского пола. Так оно и остается по сей день. В настоящее время в Японии осталось совсем немного гейш, около тысячи. Но традиции древности сохраняются. Многие гейши продолжают жить в традиционных домах гейш, другие стали значительно более самостоятельными и независимыми. Традиции профессии сохранились главным образом в Киото, в престижных районах Гион и Понто-тё.

Загадочные и притягательные, неизменно ухоженные и красиво одетые, в шелковых кимоно и с удивительными прическами — японскими гейшами не перестает восхищаться западный мир. С кем только их профессию не сравнивают: с тамадой, с девушками из эскорт-услуг, а иногда и попросту с женщинами легкого поведения.

Сегодня Diletant . media разберется в истории этой удивительной традиции и попробует выяснить, кто же такие гейши на самом деле.

Когда появились гейши?

История гейш уходит корнями в XVII век, когда первые представители этой профессии появились в городах Киото, Осака и Токио. Нет-нет, здесь нет опечатки, именно представители: первоначально в роли гейш выступали, как ни удивительно, мужчины. Чаще всего это были артисты традиционного японского театра Кабуки, которые переодевались в шутов и веселили на пиршествах клиентов проституток.

Первоначально в роли гейш выступали мужчины


Наверное, поэтому слово «гейша», состоящее в японском из двух иероглифов, дословно переводится как «человек искусства». Очевидно, что у гейш с представительницами древнейшей профессии существует тесная связь, но изначально это все-таки не одно и то же.



Театр Кабуки. Традиционно все роли исполняют мужчины

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре. В 1761 году она порвала с работой проститутки, расплатившись со своими долгами, и официально перешла в гейши. Тогда же появилось деление гейш на тех, кто только развлекал гостей своими талантами, так называемых «белых гейш», и тех, кто спал с клиентами, их называли «опрокидывающимися гейшами». Чуть позже закон запретил гейшам заниматься проституцией, но многие все равно продолжали зарабатывать таким образом.

Первой гейшей-женщиной считается Касэн из Ёсиваре


Гейши VS куртизанки

Ошибки в восприятии образа гейш возникают в западном сознании из-за популярных, но в целом фактически неточных книг, как, например, «Мемуары гейши». Вообще, «взаимоотношения» гейш и проституток довольно сложные. Считается, что гейша должна только развлекать гостей — проводить банкеты и праздники, встречать гостей в чайных домах, занимая их разговором, игрой на музыкальных инструментах и танцами, проводить чайные церемонии.

Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет


Современную гейшу можно заказать для сопровождения на банкет или в театр, но обычные гейши при этом не оказывают дополнительных услуг. Этим иногда занимаются «онсэн-гэйся» — девушки, у которых не хватает мастерства. В знаменитом романе Ясунари Кавабаты «Снежная страна» описана именно такая гейша. Кроме того, у официальной гейши может появиться «данна». Это своеобразный покровитель женщины, часто любовник, от которого у гейши появляются дети. Данна оплачивает наряды гейши, помогает ей подыскивать влиятельных клиентов. Иногда данна может быть просто меценатом, то есть любовных отношений между ним и гейшей нет.



Танцы гейш

Различия в узлах и шпильках

Настоящую гейшу от юдзё (торгующей телом женщины) можно отличить и внешне. У гейши кимоно завязано сзади сложным красивым узлом, который невозможно ни развязать, ни завязать без посторонней помощи. Накладывают макияж и надевают кимоно гейши также с помощью специально обученных людей или учениц в своем доме. Куртизанки же одеваются проще, их кимоно перевязано простым узлом спереди, который легко завязывать и развязывать по несколько раз в день. К тому же, в зависимости от статуса, разнились и украшения в прическах проституток: разное количество шпилек с разнообразными подвесками и гребнями, в то время как гейшам позволялось носить лишь один простой гребень и шпильку.

Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом



Кимоно гейши завязывают сзади большим сложным узлом

Обучение гейши

Раньше девочка попадала в окия, дом гейш, в самом детстве, куда ее зачастую продавали бедные родители. Сейчас по закону девочки должны получить аттестат о среднем образовании и только после 15 лет могут поступить на работу к гейшам. В доме у гейш девочки становятся по сути служанками, занимаясь уборкой. Чуть позже они поступают в ассистентки к старшим гейшам.

Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни


Параллельно с этим идет обучение девочек: они посещают занятия гейш, которые посвящены музыке, танцами, икебане, живописи и прочим вещам, которые помогут гейше развлечь клиента. К тому же все гейши обязаны разбираться в политике и актуальных событиях, ведь поддерживать беседу иногда приходится и с высокопоставленными чиновниками. Обучаться гейши продолжают на протяжении всей жизни.



Гейши на обучении

После полугода девочки сдают экзамен и проходят своеобразную церемонию инициации, которая называется «мисэдаси». С этих пор девочки официально получают звание «майко», то есть учениц гейш. К тому же каждая майко получает старшую сестру, своеобразную наставницу, которая помогает ей в обучении, а когда младшая сестра начинает карьеру — помогает найти клиентов. От влиятельности старшей сестры зависит успех будущей гейши. Часто старшей сестрой становится старшая гейша дома. Для создания условных уз родства проводится особая церемония, которая имеет тесную связь со свадебными традициями. Нередко младшую сестру при этом сравнивают с невестой, а старшую — с женихом.

Уход из профессии

Конечно, женщина может перестать быть гейшей, ведь это, по сути, точно такая же профессия, как и любые другие, и при поступлении в окия девушки заключают контракт. Традиция праздника ухода заимствована гейшами из кварталов проституток, где уход женщины из проституции совершался, когда та расплачивалась с долгами и становилась свободной женщиной.

Работа гейш — это точно такая же профессия, как любые другие


Когда гейша покидает свой дом из-за старости или из-за замужества, она посылает всем своим учителям, друзьям и клиентам подарок в виде коробочки вареного риса.


Сейчас профессия гейши уже не так популярна, ведь традиции, хранительницами которых они считаются, уже устарели. Но тем не менее из года в год все равно появляются девочки, желающие связать свою жизнь с этим необычным занятием.

Екатерина Астафьева

Гейши являются неотъемлемой частью японской культуры, хранителями «настоящего японского духа». К сожалению, эта ритуальная профессия становится все менее популярной. Если сто лет назад количество гейш достигало 80 000, то сейчас - чуть более 1 000. Их можно встретить только в самых богатых кварталах крупных городов или на престижных курортах.

Не все знают, но изначально роль гейши исполняли мужчины, работавшие шутами на банкетах в «юкаку» (квартале развлечений). Первой гейшей женского пола стала «жрица любви» по имени Касэн в 1761 году. Примечательно, что 26-летний Эйтаро - единственный ныне живущий мужчина, работающий гейшей. Профессию он выбрал неслучайно, пойдя по пути своей покойной матери. После ее смерти Эйтаро и его сестра Майка стали руководителями «окия» (дома гейш) в токийском районе Омори. Эйтаро и его команда из шести женщин очень высоко ценится среди клиентов.

(Всего 13 фото)

1. 26-летний Эйтаро - единственный мужчина-гейша во всей Японии. (EFE/Everett Kennedy Brown)

2. Профессиональный стилист учит Эйтаро, как правильно ухаживать за париком. (EFE/Everett Kennedy Brown)

3. Эйтаро примеряет свой новый парик. (EFE/Everett Kennedy Brown)

4. Обязательный макияж. (EFE/Everett Kennedy Brown)

6. Команда Эйтаро выбирает музыку для клиентов. (EFE/Everett Kennedy Brown)

7. Последние приготовления перед выездом на банкет. (EFE/Everett Kennedy Brown)

8. Гейши едут на банкет к своим клиентам. (EFE/Everett Kennedy Brown)

9. Эйтаро развлекает гостей. (EFE/Everett Kennedy Brown)

10. В 10 лет Эйтаро уже танцевал с другими гейшами, а в 11 - дебютировал на сцене национального японского театра. (EFE/Everett Kennedy Brown)

Кулинария