Какой звук дает буква э. Звук, буква Э. Анализ слогов, слов, словосочетаний со звуком и буквой э. Развитие пространственной ориентации

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1 . Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак - бак - так - банан; сом - ком - индюк - дом; лимон - вагон -кот - бутон; мак - рак - веник - бак.

Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

Губки в улыбке;

Зубки сближены;

Широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

Горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ...»


Характеристика звука [Э]: звук [Э] - гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3 . Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ...х!»

Задание 4 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э...; эх, ах, ух, эх...; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5 . Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо, апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик, усики.

Задание 7 . Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9 . Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10 . Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?, а неодушевленные предметы - на вопрос:что это? Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака...

Что это? Это машина, стол, куртка...

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка; ворона, соловей, стул, корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки - «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик: составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Цель занятия: изучаем букву Э, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Э, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Э по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Электричество Эскалатор Экскаватор Эклер

Когда мы произносим звук [Э], воздух свободно выходит изо рта. Произнеси: ЭЭЭ. Ни губы, ни зубы, ни язык не мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [Э].

  1. Скажи, что такое эхо?
  2. Послушай предложение: ЭММА И ЭЛЛА СЛУШАЛИ ЭХО.
  3. ЭХО - какой первый звук в этом слове?
  4. Какой первый звук в слове ЭЛЛА? — ЭММА?
  5. Какой звук есть и в слове ЭКСКАВАТОР, и в слове ЭСКАЛАТОР?
  6. В начале, в конце или в середине слова звук [Э] в слове ЭСКАЛАТОР? - ЭКСКАВАТОР? МЭР?
  7. Гласный или согласный звук [Э]?

Рассмотри букву Э. Напиши ее в воздухе, а теперь в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется … (экспресс).

К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это … (электричество).

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? … (Эскимо.)

Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом).

Сказка про букву Э

Экскаваторщики
Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.
- Бросай свои этикетки! - кричит.
- У нас во дворе настоящий эскалатор работает!
Я говорю:
- Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают. Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди - электрический столб.

Экскаватор по этому столбу - р-р-раз!! Столб на бок - два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать утюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе не интересно вспоминать.

Загадки для детей на букву Э

Провела я солнце
За свое оконце,
К потолку подвесила,
Стало дома весело.
(Лампочка)

Сам вагон открыл нам двери,
В город лестница ведет.
Мы своим глазам не верим:
Все стоит, она идет.
(Эскалатор)

Живет без тела, говорит без языка.
Никто его не видит, а всякий слышит.
(Эхо)

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот раскроет рот.
(Экскаватор)

Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу.
Землю рою и тащу.
(Экскаватор)

Есть на свете чудная лопата
- На колесах, крива и горбата.
Но копать начинает она -
Сто лопат заменяет одна.
(Экскаватор)

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор - крану брат.
Ворошит такие глыбы,
Что, пожалуй, сто лопат
Их осилить не смогли бы.
(Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок -
Электрический звонок.
(С. Маршак)

Эму
Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!
(Б. Заходер)

Эхо
- Мама! - слышится с холма.
Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»
Это маму звал малыш.
Эхо, ты кому кричишь?
(Г. Виеру)

Эхо ищем всем отрядом:
- Эхо, где ты?
- Рядом!
Рядом!
Эхо! Эхо!
Вот потеха!
Значит, тропкою лесной
Ходит-бродит с вами эхо
Невидимкой день-деньской.
(Ф. Бобылев)

Неясно, зверь он или птица.
Есть перья, а летать боится.
Быть может, ты решишь проблему:
Зверь или птица страус эму.
(Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Тема : Звук [Э]. Буква «Ээ».

Цель : изучить звук [э], научить читать букву «Ээ»

Знать : характеристику звука [э], написание печатной буквы «Ээ».

Понимать : чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного

Применять : выделять звук [Э] в словах, характеризовать его

Анализ: слого-звуковой анализ слова, анализ предложения и текста.

Синтез: составление слов со звуком [э], предложений, чтение стихотворений, загадок.

Оценка : знаний о звуке [э] и букве Ээ для чтения и письма.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  3. Объявление темы и цели урока
  4. [э].
  5. Работа с буквой.
  6. Закрепление.
  7. Обобщение.
  8. Итоги урока.
  9. Орг. момент.

Ход урока :

1 .Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!

Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2. Повторение .

Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и,)

Какие звуки они обозначают?

Какие это звуки? (гласные)

А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.

[э].

А сейчас посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.

Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Теперь послушайте отрывок из этой сказки:

«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»

Кто был друг Дюймовочки? (Эльф)

А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).

Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])

Какой это звук - гласный или согласный?

А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением..

Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.

  1. Давайте немножко поиграем:

Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, поэт, если, электричество, щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети, эхо.

6. Работа с буквой.

А какой буквой обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).

А на что похожа буква Э?

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

На что же похожа буква Э? (Если сбоку смотреть на раскрытый рот, из которого торчит язык).

Повторим хором.

В каких словах вы еще услышали звук [э]? (Эй, эге-гей).

Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)

Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)

Почему у нас 2 печатные буквы Э? (Большая и маленькая).

Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).

Физминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (Руки вытянуты, ладоши вниз.
Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают
Как живые, ногами.)
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! (Наклоняются, садятся.)

7. Закрепление.

А сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)

Как ты догадался?

А кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметром, это самая большая птица после страуса)

(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошки, сколько в слове слогов. (2)

Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).

Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.

  1. Игра «Третий лишний».

Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». Кто изображен на картинках? (…)

Что общего между ними? (Животные)

Какая из картинок лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)

Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. А среди них какая лишняя? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог, а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).

Молодцы, очень хорошо думаете.

  1. Составление звуковой схемы слова.

Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)

А что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)

Давайте вместе составим звуковую схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.

Сколько в слове слогов?

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.

Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.

У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?

Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.

  1. Печатание буквы э.

Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).

Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.

Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.

  1. Работа над лексическим значением слов.

Отгадайте загадки: Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

Сам вагон открыл нам двери, (Экскаватор)

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет.(Экскалатор)

Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.

  1. Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.

Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?

Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)

А что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа, т.е. от прозы? (Ритмичны, складны).

Читает … , а все внимательно следят.

Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.

Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).

Какая буква его обозначает? (Буква А).

Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).

Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).

Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите

…, прочитай стихотворение. Молодец, очень выразительно.

Прочитаем хором.

Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.

Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).

Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают, ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).

Прочитай текст.

Прочитаем хором.

Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).

Прочитай следующее стихотворение.

Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.

Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).

Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)

Прочитай, ….

Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).

Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.

  1. Обобщение.

Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).

Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)

Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

В конце предложения обязательно ставится точка.)

Проверьте. У всех так?

В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?

Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет. …, иди к доске.

Проверьте.

У всех получилось так?

Молодцы!!

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].

Какую букву?(Э)

С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.

  1. Организационный момент.

Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….

Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.

Урок окончен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Конспект пробного урока обучения грамоте

в 1 классе

студентки 2-10 группы

Николаевой Анастасии

Тема: «Тема: Звук [Э]. Буква «Ээ»»

Тема : Звук [Э]. Буква «Ээ».

Цель : изучить звук [э], научить читать букву «Ээ»

Знать : характеристику звука [э], написание печатной буквы «Ээ».

Понимать : чем отличается звук от буквы, гласный звук от согласного

Применять : выделять звук [Э] в словах, характеризовать его

Анализ: слого-звуковой анализ слова, анализ предложения и текста.

Синтез: составление слов со звуком [э], предложений, чтение стихотворений, загадок.

Оценка : знаний о звуке [э] и букве Ээ для чтения и письма.

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Повторение
  3. Объявление темы и цели урока
  4. Объяснение нового материала. Выделение и характеристика звука [э].
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Работа с буквой.
  7. Закрепление.
  8. Обобщение.
  9. Итоги урока.
  10. Орг. момент.

Ход урока

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок чтения.

Проверьте свои стульчики, чтобы удобно было сидеть. Присаживайтесь. Поставьте ножки в упор.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ль на месте? Всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

2. Повторение .

Какие буквы вы уже изучили? (а, о, у, и,)

Какие звуки они обозначают?

Какие это звуки? (гласные)

А чем гласные звуки отличаются от согласных? (при их образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним звуком.

3. Выделение и характеристика звука [э].

А сейчас посмотрите на доску и определите сказку, к которой дана иллюстрация.

Конечно, это сказка называется «Дюймовочка». Её написал Ганс Христиан Андерсен (показ книги).

Теперь послушайте отрывок из этой сказки:

«Ласточка спустилась и посадила девочку на широкий лепесток. Но что за чудо? В чашечке цветка оказался маленький человечек, такой светлый и прозрачный, словно он был из хрусталя или утренней росы. За плечами у него дрожали легкие крылышки, на голове блестела маленькая золотая корона, а ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов.

Когда ласточка подлетела к цветку, эльф не на шутку перепугался. Ведь он был такой маленький, а ласточка такая большая!»

Кто был друг Дюймовочки? (Эльф)

А кто такие эльфы? (Эльфы - маленькие сказочные человечки с крылышками).

Выделим первый звук в слове «эльфы». ([э])

Какой это звук - гласный или согласный?

А как вы догадались? (Гласный, так как при его образовании поток воздуха не встречает преграды, гласные звуки образуются с помощью голоса, их можно пропеть).

Произнесите звук [э], понаблюдайте за произношением..

Повернитесь друг к другу и посмотрите на расположение языка, губ при произношении звука.

4. Объявление темы и цели урока.

Вот сегодня мы с вами и познакомимся с новым звуком [Э] и узнаем, какой буквой он обозначается на письме.

5. Развитие фонематического слуха.

  1. Давайте немножко поиграем:

Хлопните в ладоши, если услышите звук [Э] в словах: ёлка, поэт, если, электричество, щётка, этот, юбка, экскурсия, ива, дети, эхо.

6. Работа с буквой.

А какой буквой обозначается на письме звук [э]? (вывешивается карточка с буквой Ээ).

А на что похожа буква Э?

Давайте выучим небольшое стихотворение про букву Э.

Итак, сначала послушайте меня внимательно.

Рот разинув до ушей,

Буква Э сказала: «Эй!»

Эге-гей! – крикун кричит,

Изо рта язык торчит.

На что же похожа буква Э? (Если сбоку смотреть на раскрытый рот, из которого торчит язык).

Повторим хором.

В каких словах вы еще услышали звук [э]? (Эй, эге-гей).

Откройте азбуку на странице 74 , 7-4.

Что изображено на картинке слева? (Экскаватор). Для чего используется экскаватор? (Копать землю)

Почему он изображен на страничке с буквой Э? (Начинается со звука э, с буквы Э, ковш похож на букву Э.)

Почему у нас 2 печатные буквы Э? (Большая и маленькая).

Когда мы будем пользоваться заглавной буквой Э? (Писать начало предложения и имена собственные).

Физминутка.

Приплыли тучи дождевые
Лей дождик - лей! (Руки вытянуты, ладоши вниз.
Дождинки пляшут, Потряхивают руками, топают
Как живые, ногами.)
Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт! (Наклоняются, садятся.)

7. Закрепление.

  1. Разгадывание ребуса. Работа со звуковой схемой.

А сейчас мы отгадает ребус. (эму) (вывешивается картинка)

Как ты догадался?

А кто такой эму? (Эму – это родственник страуса. Его рост 180 сантиметром, это самая большая птица после страуса)

(На доске – схема слова). Давайте определим с помощью ладошки, сколько в слове слогов. (2)

Как мы определяем количество слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков? Какой это звук - гласный или согласный? Почему?

Назовите второй слог. Сколько в нем звуков? (2). Какие? ([м,у]).

Поставим ударение: э-э-эму. На какой слог падает? (1) Значит звук [э] ударный.

  1. Игра «Третий лишний».

Найдите значок «Думаем,..». Поиграем в игру «Третий лишний». Кто изображен на картинках? (…)

Что общего между ними? (Животные)

Какая из картинок лишняя и объясните почему. (Эму, т.к. это птица)

Рассмотрите звуковые схемы. Прочитаем их. Поставили указку под первую. Читаем. Крот. Под вторую. … Под третью. Сравните звуковые схемы. А среди них какая лишняя? (3-я, т.к. 1,2 одинаковые, в них по 4 звука и 1 слог, а в третьей 3 звука и 2 слога; и еще в третьем слове есть звук [э], а в других нет).

Молодцы, очень хорошо думаете.

  1. Составление звуковой схемы слова.

Отгадайте загадку: « Никто его не видывал, а всякий слыхивал» (Эхо)

А что такое «эхо»? (Эхо – это явление в природе, когда человек громко кричит, его звук возвращается к нему и слышен далеко-далеко)

Давайте вместе составим звуковую схему этого слова. Откройте тетрадку для печатания. Отступите 4 клеточки вниз, 2 слева. Поставьте точку.

Сколько в слове слогов?

Назовите первый слог. Сколько в нем звуков, какие? Возьмите красный карандаш. Начертите первый звук.

Второй слог? Из каких звуков состоит? (м-согласный, твердый; у – гласный). Начертите слог.

У меня на доске – 2 схемы. Какая схема подходит к нашему слову? Проверьте, так ли у вас. У кого все правильно?

Обведите простым карандашом слоги. Поставьте ударение. …, сделай это на доске.

  1. Печатание буквы э.

Какой буквой обозначается звук э? (Буквой Э).

Посмотрите, как я напечатаю букву. Отступаю 1 клеточку от 1-го звука, пишу полуовал и горизонтальную линию. Буква не имеет наклона.

Возьмите ручку. Пропишем в воздухе: и-раз-и-и. Напечатайте букву под схемой.

  1. Работа над лексическим значением слов.

Отгадайте загадки: Носит хобот, а не слон.

Но слона сильнее он.

Сотни рук он заменяет.

Без лопаты, а копает.

Сам вагон открыл нам двери, (Экскаватор)

В город лестница ведет.

Мы своим глазам не верим:

Все стоит, она идет.(Экскалатор)

Теперь не будете путать эти слова? Расскажите дома родителям, как правильно их употреблять.

  1. Разгадывание акрофонической схемы и чтение стихов.

Отгадайте заголовок на странице 75. Как будем это делать?

Выделите первый звук и составьте из них слово. (Стихи)

А что такое стихи? Чем они отличаются от рассказа, т.е. от прозы? (Ритмичны, складны).

Давайте теперь почитаем стихи.

Читает … , а все внимательно следят.

Прочитаем хором. Поставьте указочку на начало стихотворения.

Какой звук часто встречается в этом стихотворении? (звук [а]).

Какая буква его обозначает? (Буква А).

Чем отличается звук от буквы? (Звук мы слышим, а букву пишем).

Подчеркните заглавную букву А. Почему она используется? (В начале предложения и в имени девочки).

Рассмотрите картинку ниже. Что на ней изображено? Расскажите

…, прочитай стихотворение. Молодец, очень выразительно.

Прочитаем хором.

Какую букву мы будем искать в этом стихотворении? (О). Подчеркните простым карандашом букву О.

Для чего используется заглавная буква? (Для обозначения начала строки в стихах).

Что изображено на картинке ниже? Расскажите связно. (Утка зовет утят. Утята плавают, ныряют, прячутся от мамы. Мама-утка сердится.).

Прочитай текст.

Прочитаем хором.

Какой звук часто слышится? Что подчеркнем? (Букву у).

Прочитай следующее стихотворение.

Что такое «стежки»? Найдите их на картинке.

Какую букву подчеркнем? (И). Какой звук она обозначает? (Звук [и]).

Какую букву мы увидим в последнем четверостишии? (Э)

Прочитай, ….

Найдите слова со звуком [э]. Какой буквой он обозначен? (Э, а в словах «зверь», … - буквой Е).

Да, это секрет буквы Е, который вы узнаете на следующих уроках.

  1. Обобщение.

Какую сказку мы вспоминали в начале урока? (Дюймовочка).

Кто был еще кроме дюймовочки? (Это был король эльфов.)

Давайте составим схему этого предложения в тетрадях для печатания. Сколько слов в предложении, посчитаем? (4) …, составь схему на доске. Прокомментируй. (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

В конце предложения обязательно ставится точка.)

Проверьте. У всех так?

В каких словах встретилась буква э? Большая или маленькая?

Напечатайте букву Э под теми словами, в которых она есть. (Высота заглавной буквы – 2 клеточки) Помним, что печатная буква наклона не имеет. …, иди к доске.

Проверьте.

У всех получилось так?

Молодцы!!

  1. Подведение итогов урока.

Ребята, какой звук мы сегодня изучили? [э].

Какую букву?(Э)

С какими словами познакомились? Расскажите об этом дома.

  1. Организационный момент.

Молодцы!

Вы очень хорошо сегодня работали. Особенно хочу отметить….

Закройте Азбуку и пенал. Уберите в портфель.

Урок окончен.


На этом у роке вы узнаете о букве и звуке Э, научитесь писать заглавную и строчную буквы Э, э, узнаете много новых интересных слов, а также узнаете, что такое ударение.

В этом слове есть уже известный нам гласный звук [у] . Про него вы уже можете рассказать, что этот звук - гласный. Он легко произносится, поётся и говорится без участия шумов. А почему же так получилось, что звук [у] хотел нас запутать? Оказывается, гласные звуки нашего языка различаются не только названием и произношением, но и силой произношения. Такие звуки, которые произносятся более сильно (голос как бы ударяет по ним), называются ударными . Ударим голосом по звуку [э] в слове эму и послушаем его. Произнесите слово эму , ударяя голосом по звуку [э] .

Звук [э] - гласный, произносится легко. Во время произношения звука рот приоткрылся, губы растянулись. Этот звук можно пропеть или прокричать. Шумов никаких не слышно. Вот доказательства того, что это - гласный звук.

Кто же из вас сегодня скажет, что урок про букву его имени?

  • Э дик
  • Э львира
  • Э мма
  • Э лла
  • Э дита

Продолжите ряд имён сами.

Каких сказочных героев, имена которых начинаются на букву Э и на звук [э] ,вы можете назвать?

Э лли, которая отправляется в Изумрудный город (рис. 2).

Рис. 2. Девочка Элли ()

А в этом городе живут волшебные э льфы.

Героев совсем немного, потому что на букву Э в нашем языке слов тоже немного.

А теперь поучимся узнавать звук [э] в словах. Для этого представим, что мы отправляемся на э кскурсию, а э кскурсоводом будет звук [э] . Тех, кто слушает э кскурсовода, называют э кскурсанты. Вместе с вами на э кскурсию на э лектричке отправятся зверята. Если услышим звук [э] в названии животного, разрешаем посадку в э лектричку. Нет звука [э] - не сажаем. Произнесите вслух названия животных и определите наличие звука [э] .

Медве дь. Слышен звук [э] в середине слова (рис. 3).

Лиса (рис. 4). Нет звука [э] .

Жираф (рис. 5). Нет звука [э] .

Ле в (рис. 6). Слышен звук [э] в середине слова.

Рис. 6. Лев и львята ()

Зе бра (рис. 7). Слышен звук [э] в середине слова.

Верблюд (рис. 8). Нет звука [э] .

Оле нь (рис. 9). Слышен звук [э] в середине слова.

Шимпанзе (рис. 10). Звук [э] слышен в конце слова.

Рис. 10. Шимпанзе ()

Э му. Звук [э] в начале слова.

Звук [э] в словах чаще встречается в середине слова, а вот в начале и конце - гораздо реже.

Отправимся на экскурсию в страну слов. Там мы узнаем слова, которые начинаются на букву Э.

Э верест - самая высокая гора в мире (рис. 11). Слышны два звука [э] в её названии. У этой горы есть второе название - Джомолунгма , что означает «богиня, мать земли» .

В нём почти сто метров роста:

На него залезть непросто!

Из Австралии был он

К нам когда-то завезён.

У него одна работа -

Осушение болота.

Это самое высокое дерево - эвкалипт (рис. 12). Звук [э] только в начале слова.

Рис. 12. Дерево эвкалипта ()

Э йфелева башня - самый узнаваемый символ Парижа, одно из самых высоких сооружений в мире. Звук [э] в начале слова (рис. 13).

Рис. 13. Эйфелева башня ()

Это - лесенка большая,

Но ступеньки едут сами.

И катают быстро всех

Вверх и вниз, вниз и вверх.

Что за лесенка, ребята?

Это просто - эскалатор.

Слово эскалатор похоже по звучанию на слово экскаватор . Даже начинаются они одинаково - на Э , но не путайте эти слова. - это машина, которая роет землю (рис. 14).

Э кскаватор - крану брат.

Ворошит такие глыбы,

Что, пожалуй, сто лопат

Их осилить не смогли бы.

Рис. 14. Экскаватор ()

Э кватор - линия на глобусе, которая показывает середину нашей планеты и делит её на две части - северное полушарие и южное полушарие.

Повторите слова, с которыми вы познакомились. Произнесите их вслух и сосчитайте все звуки [э] :

Э верест

Э вкалипт

Э скалатор

Э кскаватор

Э кватор

Э йфелева башня

Получилось семь звуков [э] .

Все эти слова были длинными и сложными в произношении. Все дело в том, что они пришли в наш язык из других языков. А вот древние русские слова на Э - короткие. И их совсем немного:

  • Э тот
  • Э -ге-ге
  • Э -хе-хе

Чтобы все эти слова записать, потребуется буква Э .

Печатные большая и маленькая буквы похожи и отличаются только размером (рис. 15).

Мы разломим О , как бублик -

В правой части буква будет.

Нос добавим на лице -

Вот и выйдет буква Э .

Рис. 15. Буква Э ()

А теперь будем фантазировать и представлять, на что похожа буква Э .

Буква Э - большая пасть,

Можно в ней совсем пропасть.

Буква Э - как ни взгляни -

Увидишь клещи и клешни.

Над лугами в синеве пролетает буква Э .

Это ласточка весной возвращается домой.

Букву Э легко превратить в ласточку, месяц, лук индейца, ухо человека.

А хотите узнать, о чем мечтает буква Э ? Прочитайте сказку.

Буква Э недовольна

- Э-э-э, - ворчливо протянула буква Э, - поставили меня чуть ли не в самый конец алфавита. - Эк, меня занесло туда! Эх, мне бы в начало, на первое место! Эй, буквы. Пропустите-ка меня вперед!

Но буквы сказали:

- Стой, где стоишь. И не болтай понапрасну длинным своим языком. Не все ли равно, на каком месте стоять? Важно быть полезной.

А.А. Шибаев

Из этой сказки понятно, что буква Э находится в конце нашего алфавита.

Чтобы букву Э лучше запомнить, попробуйте её сделать из какого-нибудь материала (пластилина, верёвочек) или сложите её из бусинок. Нарисуйте забавный рисунок. Сделайте выставку своих работ.

Прочитайте буквы:

1. ауэ, эуа, оуаэ, аоэу

2. ау́э, э́уа, оуа́э, а́оэу

Над буквами во втором ряду появилась чёрточка - это знак ударения . Он говорит: «Выделяй голосом звук, когда читаешь букву, более сильно» . Прочитайте буквы еще раз, выделяя их голосом.

Рассмотрим письменные буквы Э ,э . От печатных они отличаются тем, что написаны с наклоном (рис. 16).

Рис. 16. Печатные и письменные буквы Ээ ()

Попробуем написать заглавную букву Э . В этой букве два элемента - правый полуовал и маленькая горизонтальная палочка, которую называют язычком буквы Э (рис. 17).

Рис. 17. Написание заглавной буквы Э ()

Начинаем писать заглавную букву Э . Слева направо прописываем овальную линию, коснувшись дополнительной линии; ведём букву вниз, закругляем влево, коснувшись нижней линейки; отрываем руку и посередине буквы пишем горизонтальную чёрточку, соединяем её с полуовалом.

Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

Рассмотрите возможные ошибки при написании заглавной буквы Э : полуовал получился очень широким (круглым), наклон вышел в другую сторону.

Потренируйтесь писать букву в тетради сами. Помните о правильном положении тетради. Держите правильно ручку.

Теперь рассмотрим, как написать маленькую букву э . Элементы у маленькой буквы такие же, как и у заглавной (рис. 18).

Рис. 18. Написание маленькой буквы э ()

Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо ведём вверх до рабочей строки, округляем, коснувшись верхней линейки рабочей строки, ведём вниз до нижней линии; закругляем влево, коснувшись нижней линии рабочей строки. Отрываем руку и пишем короткую горизонтальную линию слева направо в середине полуовала.

Направление стрелок.

Обведите букву в воздухе. Напишите букву обратной стороной ручки на ладошке. Попробуйте написать её в тетради.

Возможные ошибки написания строчной буквы э : очень широкий скругленный полуовал; буква висит в воздухе, не касаясь линий рабочей строки; неправильный наклон.

Соединяются и большая, и маленькая буквы Ээ с другими буквами с помощью дополнительной прямой линии, которая ведется вверх до верхней линии рабочей строки при верхнем соединении, или немного выше линии верхней рабочей строки при нижнем соединении. Соединительные линии приписываются отдельно.

После этого урока потренируйтесь писать заглавную и строчную буквы Ээ в тетрадях. Только пишите так, чтобы про вас не сказали: «Пишет, как курица лапой» . Так наши предки говорили о тех, кто пишет неаккуратно и очень грязно.

Сегодня на уроке вы познакомились со звуком [э] и буквой Э . Вы узнали, что буква Э - нечастая гостья в русских словах. Дело в том, что эта буква очень молодая. Была введена она в наш алфавит при Петре I . А вот звук [э] очень уважают другие буквы нашего алфавита, потому что он помогает называть их имена. Произнесите названия букв и послушайте, как они звучат:

Б - произносится как [бэ] В - произносится как [вэ] Г - произносится как [гэ] Д - произносится как [дэ] Л - произносится как [эль] М - произносится как [эм] Н - произносится как [эн]

А еще звук [э] и буква Э очень любознательны. Знаете почему? Потому что так начинается название книги «Энциклопедия» .

Энциклопедия - это книга-справочник, которая расскажет обо всем на свете и ответит на все вопросы.

На букву Э начинается еще одно очень интересное слово - «эврика» , которое в переводе с греческого языка означает «нашёл, открыл» . Произносите чаще это слово.

Список литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. - М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Skazochnyj-domik.ru ().
  2. Liveinternet.ru ().
  3. Nsportal.ru ().

Домашнее задание

  • Потренируйтесь в написании буквы Э . Напишите самостоятельно печатные и прописные буквы Ээ (большие и маленькие).
  • Найдите слова, в которых слышен звук [э] . Посчитайте, сколько звуков [э] в каждом слове.

Эскимо, зеркало, эклер, дуэт, крем, энергия, пешеход.

  • Отгадайте загадку:

Эта буква роет ямы,

Вторит окрику упрямо

И на палочке потом

Шоколадным тает льдом.

(Ответ: Буква Э - экскаватор, эхо, эскимо)

Дом