Гибралтар: пролив, порт и заморская территория. Круизный порт гибралтар Круизный порт гибралтар

Находясь на самом юге Испании нельзя себе позволить не съездить в такое географически и исторически значимое место как Гибралтар. Еще недавно гражданам России туда было не так просто попасть. Туда не пускали даже с британской визой, нужна была виза для заморских территорий соединенного королевства. Но с этого года на срок до 30 дней в Гибралтар стали пускать по шенгенским мультивизам. Когда мы это узнали, нас было уже не остановить.

Как обычно, сначала мы всё проспали, потом долго собирались и в итоге приехали к Гибралтарской границе к 10 утра. Еще полтора часа мы простояли в очереди, планы на споттинг в аэропорту Гибралтара растворились. Последний нормальный борт ушел в сторону Соединенного Королевства как раз в тот момент, когда мы получали штампики в паспорт.

Гибралтар, как страна, как город, и как полуостров представляет собой одну большую скалу и перешеек соединяющий ее с материком. Прямо поперек этого перешейка, от берега до берега расположена взлетно-посадочная полоса гибралтарского аэропорта. Чтобы попасть в страну нужно сначала пройти границу, а потом пересечь эту полосу.

Перешеек соединяющий полуостров Гибралтар с континентальной Испанией. Обратите внимание, на перешейке нет никаких капитальных строений, да и плотность застройки сильно отличается от основной части Гибралтара. Об этом ниже.

Сегодня Гибралтар — это заморская территория Великобритании. Гибралтар является членом Европейского союза через членство Великобритании. На Гибралтар не распространяется общая сельскохозяйственная политика ЕС, шенгенские соглашения, также он не является общей таможенной территорией ЕС, поэтому в Гибралтаре нет НДС. C 2004 года жители Гибралтара могут участвовать в выборах в Европейский парламент. Все ~30 тыс. граждан Гибралтара являются гражданами Великобритании и ЕС. Гибралтар отошел к Великобритании по Утрехтскому мирному договору в 1713 году.

Перешеек, на котором находится аэропорт и часть Гибралтара до сих пор является спорной территорией. Дело в том, что Утрехтский договор не содержит карт или конкретных описаний территорий, полученных Британской короной, что позволяет каждой из сторон по своему интерпретировать его.

Граница крупным планом. Вид со скалы. Основная часть людей, в том числе и туристы, пересекают границу пешком. Это быстрее.

Переход через ВПП гибралтарского аэропорта закрыли. Готовится к вылету частный самолет. На заднем плане местный автобусный парк.

Борт ушел. Один-два раза в день из аэропорта Гибралтара регулярные рейсы выполняет авиакомпании British Airways. Обычно это Airbus A319/A320 или Boeing 737. Также, в сезон летает easyJet.

Переход открыли. Помимо регулярных рейсов, в сезон может выполнятся до десяти чартерных рейсов в день. Это Monarch, Thomas Cook и т.п.

Испания не признает британского суверенитета над Гибралтаром, полагая, что Великобритании принадлежит только укреплённый периметр города, а на остальные территории договор не распространяется. Таким образом, с точки зрения Мадрида эта область была незаконно оккупирована Великобританией в 1815 году, когда на перешейке начали возводить британские казармы, что «противоречит принципам международного права». Позднее, в 1938 году, в то время как в Испании шла гражданская война Британия построила на спорных территориях аэропорт. Так как Испания считает Гибралтарский перешеек незаконно оккупированным, то в испанской официальной документации всегда используется термин «заграждение» вместо слова «граница».

Тем не менее, спор не особо мешает соседству. Каждый день границу пересекают тысячи испанцев работающих в Гибралтаре. Не смотря на официальный английский, в Гибралтаре основным разговорным считается местный диалект испанского андалусийского.

Основные жилые районы и порт расположены на западном побережье полуострова, здесь скала имеет более пологий склон а рельеф морского дня позволяет намывать берег. На восточном берегу скала так резко обрывается в море, что там местами не поместилась даже дорога. Она проходит в тоннеле. Тем не менее, некоторое количество домиков там есть.

Первым делом после прохождения границы мы двинулись к самой южной точке полуострова, посмотреть на Гибралтарский пролив. По приезду мы выяснили, что это место называется «Europa Point” и это вполне себе туристический аттракцион.

Минарет и береговая артиллерийская батарея (O’Harra’s Battery). Вид с «Europa Point».

С южной стороны скала не такая крутая. На ней есть что рассматривать.

Что-то действующее, что-то уже давно музей.

В «Europa Point» есть отличная детская площадка. Ребенка оттуда пришлось вытаскивать за ногу.

«Europa Point» — единственное место в Гибралтаре, где нам без проблем удалось припарковать машину. Перемещаться по Гибралтару без машины затруднительно, далеко не везде есть пешеходная инфраструктура, да и расстояния немаленькие. А машину припарковать крайне проблематично, независимо от того, какую сумму вы готов выложить.

Мы потратили огромное количество времени в поисках парковки. Чтобы найти свободное место на платной парковке, нам пришлось несколько раз пересечь всю страну:)

Поездки по Гибралтару. Ускорено в 10 раз.

Первое, что бросилось после пересечения границы, это разметка и знаки. Все надписи на английском, разметка британская. Отличие только одно, в Гибралтаре, как и в континентальной европе, правостороннее движение.

Регулируемый пешеходный переход.

Стало понятно, почему на юге Испании так много машин с британскими номерами. Оказывается, большая часть из них не британская, а гибралтарская. Внешне они точно такие же, только надпись GB заменена на GBZ.

Оказалось, что «Europa Point» — не самое лучшее место для того чтобы посмотреть на Гибралтарский пролив. Во первых, пролив в этом месте гораздо шире чем в Тарифе, а во вторых, на пролив лучше смотреть сверху. Тем не менее, оттуда лучший обзор на суда стоящие на рейде и входящие в Альхесирасский/Гибралтарский залив. Оба соответствующих порта расположены в этом заливе.

Порт Гибралтара. Все что за «водой» — Испания. Там справа Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон, слева Альхесирас.

Посмотрим поближе. Independence of the Seas (Royal Caribbean) и MV Horizon (тот что поменьше, Pullmantur Cruises).

На том берегу, в Испанском городе Альхесирас, находится один из крупнейших в мире контейнерных терминалов.

Контейнеровоз идет откуда-то со стороны Барселоны, Генуи или Марселя.

В сухих доках работа кипит.

Сразу после «Europe Point» мы поехали в город. Около полутора часов мы крутились в поисках парковки, в итоге уехали из города, поднялись на скалу и посмотрели пару береговых артиллерийских батарей. На скале как и в городе припарковать машину тоже не так просто. Все дороги узкие, многие из-за этого односторонние. Есть несколько парковок, но далеко не у всех интересных мест. Если подниматься на скалу на весь день, то по ней лучше передвигаться пешком. Мы к закату хотели успеть еще в Испанский город Тарифа. Из-за этого мы не посетили ни одну пещеру, а их там много, и в основном ради них на скалу поднимаются туристы.

Гибралтарская скала является национальным парком и въезд туда платный. Причем платится не только за машину, но и за каждого пассажира отдельно. Как решается вопрос оплаты с пешеходами и поднимающимися на фуникулере мы не выяснили.

После посещение скалы мы вернулись в город и намотали еще несколько кругов в поисках парковки. В итоге, каким-то чудом мы нашли свободно место недалеко от аэропорта. Почти с тем же успехом можно было оставить машину перед границей, в Испании.

Сам по себе город не произвел ярких впечатлений. Милый компактный исторический городок с большим количеством фортов, не более того. Есть в Гибралтаре и современная часть города. Очень похоже на то, что она построена на намытой территории. На ней расположены гостиницы, многоквартирные дома и большой супермаркет Morrisons. Удивительно было увидеть такой большой супермаркет в такой маленькой стране. Не удивлюсь, если он занимает 1-2% территории Гибралтара:)

Почти вся прибрежная линия Гибралтара отдана под порт. Немного пляжей есть на восточном побережье и юго-западном побережьях полуострова. Гибралтарский пролив глубокий, с сильным течением. Вода в нем всегда холодная. Тем не менее, курортных гостиниц (resorts) в Гибралтаре достаточно.

Главная улица в Гибралтаре пешеходная. Она так и называется, Main street.

Может швартоваться только один круизный лайнер. Иногда это становится причиной для разочарования, вызванного необходимостью ожидать, пока другой корабль покинет док.

В привлекательном и практичном круизном терминале порта есть многие удобства, в том числе телефоны, бар/кафетерий, художественные и ремесленные магазины, торговый зал и туристический офис Гибралтара с доской объявлений.

Круизные корабли швартуются всего в полутора километрах от города (около 15 минут ходьбы).

Порт предлагает как шаттлы (большую часть их составляют мини-вэны, а значит, ожидание может быть долгим) за 2 доллара в один конец, так и такси за 3 евро с человека за поездку.

Что посмотреть в Гибралтаре в круизе

При первом взгляде на Гибралтарскую скалу самое большое впечатление производит именно потрясающая высота, заставляющая ее одиноко нависать над окружающей местностью. Местность, в свою очередь, представляет собой узкий полуостров, соединенный с Пиренейским полуостровом узким песчаным перешейком.Вся верхняя часть Гибралтарской скалы объявлена природным заповедником под названием Upper Rock Nature Reserve.

Площадь Гибралтара составляет меньше 7 км², поэтому большую его часть можно осмотреть во время пешей прогулки. Однако имейте в виду: некоторые дороги (особенно те, что ведут на Upper Rock) очень круты. Такси возьмут на себя все заботы о подъемах, а таксисты, кажется, знают всех

Прошел ровно год с нашего последнего круиза вокруг Европы, но только сейчас мне удалось разобрать до конца огромное количество фотоснимков, наконец-то переварить свои впечатления и переложить их на бумагу. Были сомнения, надо ли писать, но потом решила, что увиденные места никуда не подевались, и никогда не поздно рассказать о них. И так …

Наш десятидневный круиз «Вокруг Европы» подходил к завершению, подарив напоследок одну из самых интересных стоянок в порту Гибралтар. Почему интересных? Да потому, что до круиза мои познание об этом месте были весьма ограничены, а первый раз я прочитала о том, что в Гибралтаре можно высадиться на берег, в отзыве у Ирины СПБ.

В этот раз стоянка лайнера была гуманной, без ранних утренних подъемов. В порт прибывали к 10.00, отплытие в 17.00 час. Времени в самый раз, чтоб сделать туристический набег на одну из Британских заморских территорий.

Выйдя утром на балкон, с интересом наблюдали за активным движением в проливе. Куда не глянь - десятки торговых и военных судов под флагами разных стран. Похоже, что Гибралтар одна из самых оживленных морских дорог в мире. Вот как раз о том, что это пролив, больше, пожалуй, я ничего и не знала.

Так что же такое Гибралтар – государство, полуостров, пролив, город, скала или крепость? Как оказалось, ВСЁ, что я перечислила, зовётся одним словом – Гибралтар! Малюсенькая страна, давний камень преткновения между англичанами и испанцами, размером всего 6,5 км2. Но, как и любая страна, Гибралтар имеет своё правительство, конституцию и собственную валюту - Гибралтарский фунт, который равен Британскому (правда, и от евро не в одном магазине не отказываются).

Круизная газета решительно не угадала с погодой, объявив в конце сентября на полуострове всего +16. Буквально в последнюю минуту решили оставить куртки в каюте, что было правильным решением. По факту погода на Гибралтаре стояла шикарная, солнечная +26, никак не ниже. Как потом поведал нам местный житель, +16 у них бывает только в середине зимы (моя любимая зимняя погода)))

Главной целью нашего посещения была знаменитая Гибралтарская Скала (the Rock), высотой 426 метров, которая занимает ровно половины площади страны. Если верить греческим мифам, то именно эта скала в древности была известна как один из Геркулесовых столбов, представляющих своеобразный вход в Гибралтарский пролив. Считается, что второй столб находится через пролив, со стороны Северной Африки, в Марокко. От порта до скалы можно добраться, оплатив трансферт на корабле, или взяв организованную экскурсию. Мы же решили дойти пешком, и, таких, как мы, было большинство. Заблудиться трудно, следуйте за людским потоком круизеров.

Сразу от морского порта начинаются кварталы с современной застройкой. Чистенько, аккуратно, но ничего примечательного, разве что, то и дело встречаются монументы, памятники, обелиски. Кстати, движение, в отличие от Британии, здесь правостороннее, как в континентальной Европе.
Минут за 15 мы дошли до Северных ворот форта и вот тут началось самое интересное! Пройдя через городские ворота, мы попали на историческую территорию старого Гибралтара, а именно – на Казематную площадь (Casemates Square). Сразу на склоне скалы привлекает внимание одна из главных достопримечательностей Гибралтара, старинное укрепительное сооружение 8 века - Мавританский замок, над которым развивается флаг Великобритании. Казематная площадь не менее старинная, образованная так же в мавританский период. Помимо первого оборонительного сооружения, на площади когда-то располагались и солдатские казармы, ну а сейчас это довольно шумное, атмосферное место с множеством кафешек, баров и сувенирных магазинов. Старые солдатские казармы переоборудованы в Центр искусств и ремёсел, мы заглянули в импровизированную стеклодувную мастерскую, вход свободный.

От Казематной площади начинается главная пешеходная улица с незамысловатом названием Мain street. Мы стояли на Гибралтаре в субботу, и попали в старый город к окончанию какого-то городского мероприятия. Людская река из круизеров продвигалась по Мain street в сторону Южных ворот и Скалы (the Rock), а местное население таким же потоком двигалось в обратную сторону. Настоящая демонстрация! А вообще, главная улица достаточно симпатичная, с ухоженными фасадами домов, чистенькая, сияющая витринами магазинов, с множеством небольших цветочных клумб и подвесных вазонов. Некоторые балкончики очень похожи на испанские, но красные телефонные будки, красные почтовые ящики-колонны, да знаменитый даблдекер, повстречавшейся нам у Северных ворот форта, напоминают, что мы во владениях Елизаветы II. Честно сказать, город не похож не на один, которые мы когда-либо видели.

Каких-то архитектурных изысков на Гибралтаре нет, тем не менее, в конце Мain street можно увидеть довольно старинные и интересные здания. Одно из таких строений, бывший монастырь францисканцев 1531 года, в котором уже почти 300 лет находится официальная резиденция губернатора Гибралтара (The Convent). Что удивительно, на снимке 110 летней давности здание выглядит абсолютно так же, как и в наши дни. К резиденции примыкает гарнизонная церковь - Королевская часовня (King"s Chapel).

Интересен выразительный, большой и вместе с тем достаточно нежный, за счет кремовых стен фасада, ансамбль Кафедрального Собора Святой Марии. Возведен кафедрал на месте мечети, сразу, после освобождения Гибралтара от мавров. За Соборными воротами оказался очень симпатичный, но не типичный для католической церкви, мавританский дворик с плиткой азулежу, из которого, помимо входа в Собор, имелась дверь в небольшое помещение с очень необычной иконой. В самом Соборе начиналась служба, изумило, что местные жители пришли на такое мероприятие с домашними животными, детскими колясками, и это никого не удивляло и не возбранялось. Даже не представляю лица наших бабуль, зайди я в церковь с собакой на поводке …

Покинув Кафедральный Собор, минут через 10 мы были у Южных ворот старого города, возведенных в 16 веке, больше известных, как стена КарлаV. За стеной фуникулерная линия, ведущая на вершину Скалы, а так же старинное Трафальгарское кладбище и ботанический сад Аламеда, основанный в 1816 году для отдыха горожан. Если посещение кладбища у нас на повестке дня не стояло, то прогуляться по ботаническому саду мы намеревались на обратном пути, увы, не сложилось. Да и подняться наверх на фуникулере нам не довелось из-за огромной очереди. Но без осмотра скалы мы не остались, согласившись на предложение местного водителя, который в течение двух часов колесил с нами по скале, рассказывая историю Гибралтара.

Местные жители считают главной достопримечательностью Скалы макак-маготов, которые объявлены национальным достоянием Гибралтара и находятся под официальной защитой военно-морского флота Британии. А я бы сказала, что это скорее симпатичное дополнение к Скале. Эти лохматые аборигены, на правах хозяев, расхаживают везде, где их душеньке угодно, а туристы пытаются запечатлеть макак в самых немыслимых позах. В интернете часто встречается информация, что маготы очень агрессивны, подворовывают и не гнушаются возможностью запрыгнуть на туриста. Слава Богу, на нашем пути все макаки были исключительно интеллигентны, сыты и спокойны.

И всё же главная достопримечательность Скалы это то, что она является уникальным природным бастионом с хитроумной системой подземных тоннелей, длина которых превышает ПЯТЬДЕСЯТ км. Это почти в три раза больше периметра самой Скалы. Только сейчас пришло на ум, что скала внутри практически полая! Мы посетили верхнюю галерею Великих осадных туннелей (Great Siege Tunnels) , созданных в 18 веке для защиты Гибралтара от испанцев и французов. Сейчас здесь расположен музей с бутафорскими куклами, которые воссоздают картинки из жизни военных и их быт. Мальчишкам и мужчинам, увлекающимся военной историей, будет интересно.

Помимо туннелей, в Гибралтарской скале имеется более 100 пещер, самая крупная из которых Св.Михаила (St. Michael"s Cave), где мы так же побывали. Пещера состоит из нескольких залов, расположенных на разной глубине. Есть в пещере и концертный зал с отличной природной акустикой, и подземное озеро, и даже церковь. Но самое эффектное, это огромные сталактиты и сталагмиты, самых причудливых форм и размеров, да ещё подсвеченные разноцветными цветами. Увы, с фотосъемкой здесь тот самый случай, когда камера не передаёт окружающей реальности. Не часто мы бываем в таких местах, так что, посетить, однозначно, стоит.

Ну и самое впечатляющее и вызывающее щенячий восторг, это виды и панорамы, открывающиеся с высоты Скалы. Нам несказанно повезло с погодой, мы, как на ладони, видели и испанский город-порт Альхесирас, и испанский город Ла-Линеа, который с Гибралтаром соединен песчаным перешейком с пограничным постом, и даже можно было разглядеть Марокканский берег.
А местный аэропорт, построенный на спорной территории, которую Мадрид до сих пор считает незаконно оккупированной, это ну просто уникальное место! Гибралтар настолько мал, что у него нет возможности иметь нормальную взлетно-посадочную полосу. Местная ВПП пересекает главную гибралтарскую дорожную магистраль! Пока самолет взлетает или идет на посадку, машины ждут у шлагбаума, это, как переезд через железную дорогу со шлагбаумом с двух сторон. Нам довелось наблюдать, как военный самолет, пытаясь совершить посадку, три раза проскакивал мимо ВПП, делая круг за кругом.

Вот такая она, страна-город-скала Гибралтар, место с невероятной энергетикой и притяжением, и ей есть чем удивить туриста.
Рассматривая круизы и выискивая для себя что-то новенькое, сразу отметаешь маршруты с местами, где ты уже бывал, но на Гибралтар я бы с удовольствием наведалась ещё разок.

Дом